Об академической музыке Арно Бабаджаняна
Творческое наследие Арно Бабаджаняна насчитывает огромное количество произведений самых разных жанров. «Он был настолько многогранный музыкант, что мог делать абсолютно всё», — вспоминала Александра Пахмутова. Наибольшую известность и славу Бабаджаняну принесла эстрадная музыка. Неугасающую популярность приобрели его песни «Королева красоты», «Лучший город земли», «Верни мне музыку», «Не спеши», «Чёртово колесо», «Свадьба», «Ноктюрн», «Песня первой любви». Они создавались в творческом сотрудничестве с поэтами Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, Анатолием Гороховым, Леонидом Дербенёвым. Их исполняли лучшие советские эстрадные певцы.
Менее известная сторона творчества Бабаджаняна — академическая музыка. В начале композиторского пути Арно Арутюнович сочинял прежде всего инструментальные произведения и сам же их исполнял. Одно за другим из-под его пера выходили симфонические и камерные сочинения: Концерт для скрипки с оркестром (1949), «Героическая баллада» (1950), удостоенная Государственной премии СССР и вошедшая в репертуар многих известных исполнителей, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1952) — произведение, названное Дмитрием Шостаковичем шедевром, «Поэма-рапсодия» для симфонического оркестра (1954), Соната для скрипки и фортепиано (1959), Концерт для виолончели и симфонического оркестра (1962), посвящённый Мстиславу Ростроповичу и впервые им исполненный, фортепианная сюита «Шесть картин», Поэма для фортепиано (1965).
Многие из классических сочинений Арно Бабаджаняна прочно утвердились в концертном и педагогическом репертуаре. Они высоко ценились выдающимися советскими музыкантами — Давидом Ойстрахом, Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем.
Первые значительные успехи ещё начинающего композитора в области исполнительства относятся к началу 1930-х годов. В 1933-м на республиканском конкурсе молодых музыкантов Арно Бабаджанян получил первую премию. Пианист выступил с такими трудными произведениями, как Четвёртая соната Бетховена и «Рондо каприччиозо» Мендельсона.
В том же 1933 году в Ереване был открыт Театр оперы и балета, первой постановкой которого стала опера Александра Спендиарова «Алмаст». Позже Арно Бабаджанян вспоминал: «Пожалуй, самое сильное музыкальное впечатление детства — это премьера оперы „Алмаст“. Не забуду, какую бурю восторга вызвала она во мне. Передо мной открылись совершенно неведомые до того горизонты… К этой опере, да и вообще к творчеству Спендиарова, у меня на всю жизнь сохранилось чувство глубочайшего восхищения». Тогда Бабаджанян впервые серьёзно решил посвятить себя музыке.
В 1936 году Арно Бабаджанян поступил в музыкальный техникум при Ереванской консерватории. Продолжая учёбу как пианист, он вместе с тем начинает и систематические занятия по композиции в классе Вардкеза Тальяна. В 1938-м Бабаджанян переехал в Москву и поступил на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных. Он занимался по классу фортепиано у Елены Гнесиной и по классу композиции у Виссарион Шебалина. Проходит ещё год, и Арно Бабаджанян — студент первого курса Московской консерватории. Здесь происходит знаменательная, оставившая глубокий след в творческой биографии молодого музыканта встреча с выдающимся пианистом Константином Игумновым, в класс к которому был зачислен Бабаджанян.
«Мой студент Московской консерватории, Арно Бабаджанян, — личность редкой одарённости и талантливости. Помимо композиторского дара, он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными… Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее», — так Игумнов отзывался о своём ученике, впитавшем как армянскую, так и русскую классические традиции.
В середине 1940-х годов Арно Бабаджанян написал концертную пьесу «Вагаршапатский танец». В её основе лежит народная танцевальная мелодия, которую в своё время обработал Комитас. «„Вагаршапатский танец“ — произведение очень типичное для А. Бабаджаняна. В музыке выказался бурный темперамент автора, его склонность к лиричным, интимным высказываниям и мгновенным сменам настроений. Пьеса эта характерна и своими принципами тематического развития. Общая лирическая насыщенность, взрыв страстного чувства в кульминации — все эти особенности характеризуют большинство фортепианных пьес А. Бабаджаняна. „Вагаршапатский танец“ вошёл в исполнительскую практику многих пианистов Советского Союза», — писала музыковед Анаида Григорян.
Арно Бабаджанян окончил Московскую консерваторию в 1948 году с отличием. За год до этого молодому музыканту посчастливилось принять участие в 1-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге. Бабаджанян получил премию на конкурсе композиторов за три фортепианные пьесы — «Прелюдию», «Вагаршапатский танец» и «Токкату».
В 1950 году впервые прозвучала «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (или Второй фортепианный концерт). Это произведение стало этапным в творчестве Арно Бабаджаняна. Оно подводило итог его исканиям и в то же время открывало новые горизонты. «Героическая баллада» родилась под пером 29-летнего композитора как восторженная песнь о Родине и о её людях.
Тема и пять вариаций, лежащие в основе «Героической баллады», образуют симфонический цикл, в котором музыкальный материал претерпевает широкое образное развитие. «После фортепианного концерта А. Хачатуряна, „Героическая баллада“ — самое интересное в армянской музыке произведение крупной концертной формы», — замечает Анаида Григорян.
Крупной вехой в творческой биографии композитора стало написанное в 1952 году Фортепианное трио. Анаида Григорян в своей книге, посвящённой творчеству Бабаджаняна, отмечает автобиографичность этого произведения: композитор писал его в трудную пору, когда переживал проблемы со здоровьем. «Отсюда в музыке налёт трагического, бурный протест, страстность и острота переживаний. Однако это произведение никак не назовёшь личным, субъективным по своему содержанию. Его сила и значимость прежде всего в ярком выражении общечеловеческих чувств, близких и понятных каждому. Трио отмечено напряжённым столкновением, борьбой чувств; в нём выражен глубокий и сложный внутренний мир современного человека. Здесь и светлая, восторженная лирика, страстное упоение жизнью, созерцание природы, и грустные, щемящие душу сомнения, горе, доходящее до отчаяния, гнев, ярость, огромная сила сопротивления злу и неудержимая воля к жизни. Это яркая музыкально-драматическая повесть о человеке — победителе тяжёлых испытаний», — пишет Анаида Григорян.
Почти одновременно с Трио Арно Бабаджанян написал одну из своих лучших фортепианных пьес — «Каприччио». Изящная вальсообразная мелодия пленяет редкой выразительностью и поэтичностью. Это произведение Анаида Григорян характеризует так: «Средний раздел пьесы как бы рисует динамичный армянский пейзаж, прихотливые линии гор. Эта красочная, полная фантазии и лирического чувства миниатюра, характеризующая зрелый фортепианный стиль автора, быстро завоевала симпатии слушателей».
В 1958–1959 годах Арно Бабаджанян работал над Сонатой для скрипки и фортепиано. По глубине содержания и мощи образов это произведение выходит за рамки камерной музыки и приближается к развернутым симфоническим циклам. Соната Бабаджаняна, отмечает Анаида Григорян, воспринимается как искренняя исповедь художника «о времени и о себе».
Музыка Арно Бабаджаняна обрела широкую известность и за рубежом. Записи «Героической баллады» и Фортепианного трио, осуществлённые французской фирмой Le chant du Monde и американской Leeds Musik Corporation, вызвали восторженные отклики зарубежных музыкантов. Вот как отзывалась французская газета «Юманите» о «Героической балладе»: «Произведение, которое можно отнести к числу самых значительных; музыка проникнута дыханием эпоса, богатством эмоций и красок, величавой красотой мелодий». А так журнал «Диск» писал о Фортепианном трио: «Национальный характер музыки Трио А. Бабаджаняна, как и его „Героической балады“, не подлежит сомнению. Перед нами камерная музыка молодой армянской школы».
«Мелодии А. Бабаджаняна отличаются широтой, исключительной возвышенностью и одухотворённостью. К этим мелодиям всегда хочется применить слово „пластика“. В самом деле, они словно вылеплены из прекрасного, гибкого материала. Композитор умеет тонко обыгрывать малейшую деталь, он буквально ни одного звука не оставляет без внимания, из каждого рождая новую интонацию, новый оттенок настроения», — писала о «композиторе света и радости» Анаида Григорян.
ИСТОЧНИКИ:
1. Е.Л. Харлова. Композитор света и радости. Арно Арутюнович Бабаджанян ‖ music-museum.ru
2. Сергей Буланов. Мгновенья и года. К 100-летию Арно Бабаджаняна ‖ muzlifemagazine.ru
3. Григорян А.Р. Арно Бабаджанян. — Москва : Советский композитор, 1961.
Фото обложки: Арно Бабаджанян / armenpress.am