Образ армянской женщины в Иране

Образ армянской женщины в Иране

Кто она — армянка в Иране? Как армянские женщины сохраняли свою идентичность с помощью народного костюма? В чем его особенность, и какие детали важны? А главное — кем были эти женщины и как они влияли на исторический и культурный ландшафт страны, в которой находились?

Изучим, как иранские армянки сохраняли самобытность своего костюма.


О положении армянских женщин в Иране имеется не так много публикаций. В первоисточниках, включая мемуары, выпущенные армянской общиной Исфахана о жизни сообщества в конце XIX—начале XX века, об истории женщин и их повседневной жизни практически нет упоминаний.

 

Иранские армянки за прялками.

 

В начале XX века большинство армян Ирана занимались земледелием. Как правило, мужчины и мальчики в возрасте 6—7 лет работали в поле, а женщины и девочки занимались домашним хозяйством и следили за скотом. Свои вечера они проводили за рукоделием. Пожилые армянки пряли шерсть — она была необходима для плетения ковров зимой. Армянские женщины были главными ковровщицами в деревнях Исфахана.

 

Армянский ковер из Исфахана. Источник.

 

С конца XIX века женщины начали появляться на театральной сцене в персидских городах. С 1880-х годов они начали создавать собственные труппы, выступая в Иране и Египте.

В конце XIX—начале XX века большое число иранских армянок начали получать образование и интересоваться общественной жизнью. Их деятельность в начале XX века в области образования и благотворительности была значительной: они не вели самостоятельной борьбы за равные права, а участвовали в иранском женском движении, начавшемся во время Конституционной революции.

В этой статье мы не будем рассматривать все сферы жизни армянок, а остановимся на костюме, который отличается уникальностью и самобытностью.

Армянская женская одежда всегда демонстрирует не только искусство, трудолюбие, социальное положение людей, которые шили и носили эти платья, но и показывает особенности региона.

Иранские армянки сохраняли свою культуру гораздо лучше, чем мужчины. Женщины носили традиционные костюм и головной убор до 1930-1950 годов, тогда как мужчины намного раньше стали ходить в иранской шапке, тунике (каба) и широких брюках (шалвар).

Существовало несколько категорий женского костюма в зависимости от возраста и семейного положения. В отличие от молодых невест, незамужние девушки не покрывали голову шестью платками и не прикрывали специальной белой тканью нижнюю часть лица.

Изменения были связаны не только с социальным положением женщины, но и возрастом: армянки среднего возраста носили платья и платки в темной расцветке с белыми элементами, и часто не носили украшений, а пожилые женщины упрощали свои наряды еще больше, оставляя только ключевые части из всего комплекса традиционного костюма.

 

Армянки из Табриза. Источник.

 

Мы знаем, что костюм армянок не был однообразным: от области к области он существенно отличается деталями, цветами, украшениями и даже головным убором.

С самого начала армяне, мигрировавшие в Персию, начали формировать свою культуру, интегрируясь в общий контекст и сохраняя важные части, свойственные для армянского костюма.

Армянские женщины из Джульфы привезли собственный костюм, который носили много лет, хотя он и претерпевал некоторые изменения в силу окружающего ландшафта и влияния моды XIX века. 

Армянка из Исфахана, 1850; армянка из Ирана, конец XVII века; армянская женщина с ребенком, XVII век; иранская армянка Ерануи Асламазян, 1948

Конечно, главное изменение коснулось материалов. Например, одна из особенностей одежды женщин в период правления династии Сефевидов — использование дорогих тканей, расшитых аккуратными узорами.

Изучая архив фотографий армян позднего каджарского периода и раннего пехлевийского, можно увидеть влияние западной моды на костюм. В это время традиционная одежда стала постепенно исчезать, уступая место новым типам платьев и тенденции к упрощению. 

Новая Джульфа: особенности армянского костюма

У армянок из Новой Джульфы было два вида платьев — повседневное и праздничное. Второй тип одежды обычно был расшит золотыми нитками и изготавливался из дорогих тканей, но украшения могли варьироваться в зависимости от финансового положения семьи. Семьи, имевшие больше возможностей, использовали ткани, которые торговцы привозили в Иран из Европы, а украшения были из золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. В некоторых случаях эти платья передавались из поколения в поколение: за такой одеждой ухаживали и старались поддерживать изначальный вид. Повседневная одежда шилась из простых тканей с минимальным количеством деталей и украшений.

Армянка из Исфахана. Из французской газеты XIX века.

 

Армянка в парадном платье. Антон Севрюгин.

Тагала

Тагала — это накидка с V-образным или U-образным воротником, без лацканов. Крой тагалы простой: рукава должны быть прямыми и заостряться к основанию.

Длина тагалы была ниже колена, а по бокам такой накидки были боковые разрезы длиной 30—40 сантиметров.

Этот элемент женского костюма шили из дорогих тканей, на которых узоры были вышиты тонкой иглой, но со временем материалы упрощались, а детали занимали меньше места. Чаще всего использовали кашемир и атлас.

Выбирали ткань для тагалы таким образом, чтобы она сочеталась с рубашкой, а низ и манжеты такой накидки украшали каймой или расшивали лентами. В некоторых случаях переднюю часть платья украшали серебряными пуговицами.

Шаль

Женщины носили красную шаль, обрамленную золотой каймой, которую обычно привозили из Индии. Её повязывали на шее, покрывая плечи и грудь. Такая ткань дополнялась украшениями из серебра и была расшита нитками. Со временем женщины стали носить простой текстиль, потому что не могли найти материал, который использовали их дальние родственницы веками ранее. 

Длинное платье

Шабик — это длинное платье, которое носили под тагалой или отдельно. Рукава у такого платья простые и длинные, само платье, как и тагала, расшивалась серебряными пуговицами, вышивкой и лентами. Юбка шабика была в несколько раз шире, образовывая складки внизу.

Платье шили из тафты, кашемира, атласа, нередко использовали ткань с узорами, нанесенной в специальной персидской технике каламкар — выбор материала зависел от финансовых возможностей  женщины.

Головной убор

Армянские женщины разделяли волосы на два пробора, заплетая с двух сторон множество кос, а голову покрывали платком. В книге «Старая жизнь армян в Новой Джульфе», написанной пастором Багосом Петросяном, о головном уборе женщин Джульфы написано: «В Джульфе не было одного головного убора для женщин, поэтому они покрывали голову шестью видами тканей разных размеров и видов. Но важно отметить, что головной убор мог отличаться в зависимости от области проживания.

 

Иранская армянка. Антон Севрюгин.

 

Под платьем женщины носили специальные плиссированные штаны (шалвар). Они состояли из двух частей: верхняя часть до колена, которую шили из холста (обычно белого цвета), а нижняя часть расшивалась каймой.


Предлагаем вам посмотреть на одежду армянок из разных областей Ирана

Тегеран

Бувари — между Лорестаном и Хомейни

Ферейдан


В материале использованы фотографии Антона Севрюгина, архив Кунсткамеры, материалы из открытых источников и статья Зои Хачатур об армянском костюме в Иране для журнала Peyman (статья написана на фарси).

Образ армянской женщины в Иране