Редакция

«Женщинам труднее добиваться успеха в Армении»: проблема гендерного неравенства в сфере кино

Редакция
«Женщинам труднее добиваться успеха в Армении»: проблема гендерного неравенства в сфере кино

Женщины борются за равенство и ломают навязанные обществом стереотипы уже больше века. Хотя благодаря смелости многих женщин были достигнуты некоторые успехи, борьба за достижение полного равенства всё еще требует неустанных усилий. Это не обходит стороной и сферу искусства. Киноиндустрия, например, также постоянно противостоит этим проблемам. Для многих стран и народов женщина, занимающая руководящую должность в рабочем коллективе, — это редкое и необычное явление. Это глобальная проблема, которая существует также и в Армении. По данным Центра по изучению роли женщин на телевидении и в кино, в 2016 году только семь процентов из режиссеров самых кассовых американских фильмов были женщинами.

Однако даже небольшие инициативы могут оказать большое влияние. Международный женский кинофестиваль KIN проводится в Ереване уже 14 лет с целью продвижения женщин в искусстве, создания разветвленной сети среди женщин-кинематографистов по всему миру и решения проблем насилия и неравенства. Кинематографистки Наре Мкртчян из Лос-Анджелеса, Седа Григорян из Еревана и Лара Арабиан из Торонто поделились с автором EVN Report Жанин Марал своим опытом и историями в области кино и развлечений как на экране, так и за его пределами.

Наре Мкртчян

Режиссер Наре Мкртчян сняла более 60 короткометражных фильмов. Ее знакомство с миром кино началось состоялось благодаря отцу-кинодокументалисту. В Советской Армении родители всегда учили Наре «разбивать стеклянные потолки вместо того, чтобы влезать в хрустальную туфельку».

«Я думала, что должна делать то, что хочу, и я должна стать режиссером», — говорит Мкртчян.

Она выросла в Ереване и полюбила это ремесло именно в Армении, а потом «перевезла» свою страсть в Лос-Анджелес, где ее приняли в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, одну из лучших киношкол в Америке. Там же она начала работать с успешным продюсером Робертом Н. Фридом в качестве ассистента и в конце концов прошла этот путь становления режиссером и продюсером.

«Я думаю, что [география] определенно повлияла на мой успех. Женщинам-кинематографистам гораздо труднее добиться успеха в Армении», — утверждает Мкртчян.

Кадр из фильма Наре Мкртчян "The Other Side of Home". Фото: EVN Report

Кадр из фильма Наре Мкртчян "The Other Side of Home". Фото: EVN Report

Однако для Наре путь к успеху был нелегким. В киноиндустрии существуют жесткие стереотипы, с которыми женщины неожиданно сталкиваются. «Как женщина в киноиндустрии, из-за всех преследований, которым мы подвергаемся, из-за того, что я молодая миниатюрная женщина, грустно, что нам нужно ответственно выбирать даже цвет наших ногтей. Бывало такое, что я шла на собеседование с кинематографистами и мне приходилось менять свои красные ногти на нюдовые цвета, потому что в противном случае люди из сферы не воспринимают меня всерьез», — говорит режиссер. Но благодаря мощной поддержке и урокам детства, полученным от родителей, она научилась не бояться ломать стереотипы о женщинах в искусстве: «Я не хочу быть хорошей женщиной-режиссером, я хочу быть просто хорошим режиссером».

Мкртчян показывала свой последний документальный фильм «The Other Side of Home» 25 раз в шести странах, рассказывая историю турецкой женщины, открывшей свои армянские корни через свою прабабушку-армянку, пережившую Геноцид. «Я хотела рассказать человеческую историю и рассказать историю геноцида через призму одного человека, — говорит режиссер. — Я хотела найти кого-то, кто действительно олицетворяет эту историю».

Кадр из фильма Наре Мкртчян "The Other Side of Home". Фото: EVN Report

Кадр из фильма Наре Мкртчян "The Other Side of Home". Фото: EVN Report

Седа Григорян

Седа Григорян родилась и выросла в Ереване. Она достаточно рано поняла, что хочет стать кинорежиссером: «Когда мне было десять лет, я дала интервью местной телестанции и с серьезным лицом сказала: "Когда я вырасту, я хочу быть режиссером"», — поведала Григорян, добавив, что знакомство со многими художественными фильмами с юного возраста сформировало ее желание работать в этой области.

В подростковом возрасте Седа Григорян приняла решение учиться на направлении «Медиапроизводство» в Ереване. «Моя семья очень поддерживала меня, потому что это не совсем женская профессия, особенно в Армении. Я ходила в киношколу, где в нашем классе было три девушки и десять парней, и все говорили: "Это не твое место"», — рассказывает Седа. Однако, по ее словам, это никогда не мешало ей заниматься своим любимым делом.

После обучения на направлении «Медиа» в Соединенных Штатах в течение года Григорян пригласили в CivilNet TV в Ереван, чтобы запустить онлайн-телевизионную программу. Как менеджер по производству она возглавляла команду и отвечала за все, начиная от съемок и заканчивая выпуском новостей.

Кадр из фильма Седы Григорян "Way Back Home". Фото: EVN Report

Кадр из фильма Седы Григорян "Way Back Home". Фото: EVN Report

Одно из неприятных столкновений со стереотипами произошло во время подготовки прямой трансляции столетия Геноцида армян в Ереване. «Я хотела пообщаться с кем-то, кто отвечал за настройку трансляции в офисе президента, но мне ответили: "Есть ли у вас кто-то, с кем я могу поговорить?", то есть не восприняли меня всерьез. Я никогда не чувствовала, что мне нужно прям сопротивляться или что-то доказывать, я просто делаю свою работу, и мне повезло, что у меня сейчас есть люди, которые меня поддерживают», — говорит Седа Григорян.

После шести лет работы в CivilNet Григорян решила переехать в Лондон, чтобы получить степень магистра в области кинопроизводства, описав свой международный опыт как «глоток свежего воздуха».

«В Лондоне есть армянская община. Это помогло мне осознать, в чем заключаются проблемы между армянами в Армении и в диаспоре, и в дальнейшем правильнее понимать друг друга», — говорит Григорян.

Ранее у Седы была возможность снять историю о проблемах гражданских прав в Армении, которая переросла в документальный фильм «Путь домой». Документальный фильм рассказывает о четырех армянских знаменитостях — фронтмене System of a Down Серже Танкяне, режиссере Атоме Эгояне, режиссере Эрике Назаряне и актрисе Арсине Ханджян, которые объединили усилия для наблюдения за парламентскими выборами 2 апреля 2017 года в Армении. Однако кульминация всей этой истории была после того, как Арсине Ханджян была задержана во время вооруженного захвата полицейского участка в Ереване в июле 2016 года, что привело к серьезным политическим волнениям в стране.

«Я поняла, что это было той возможностью, которую я никогда больше не получу, поэтому я не хотела оставлять это только для себя, а хотела задокументировать и поделиться этим эмоциональным путешествием с кем-то еще», — рассказывает кинорежиссер.

Мировая премьера фильма «Возвращение домой» состоялась в Торонто на кинофестивале «Гранат».

«Я чувствую, что [фильм] будет своего рода путешествием, и, надеюсь, он приведет меня в интересные места и познакомит с интересными людьми. Теперь, когда я независимый режиссер, мне нравится работать в одиночку, и результаты говорят сами за себя», — утверждает Григорян.

Кадр из фильма Седы Григорян "Way Back Home". Фото: EVN Report

Кадр из фильма Седы Григорян "Way Back Home". Фото: EVN Report

Лара Арабиан

Лара Арабиан — актриса из Торонто с десятилетним. Она училась в Университете Торонто на направлении «Drama Program» и сейчас в основном играет в театре, но также снималась в фильмах, телесериалах и играла различные роли за кадром (режиссер, сценарист). Её путь к успеху всегда заключался в упорной работе, и он не обошелся без препятствий.

«Мои родители беспокоились, а моя мать отрицала это, скажем так, очень долго. Когда я только начинала, актрис в нашем обществе не одобряли», — говорит Арабиан.

Согласно недавнему отчету канадской организации «Canada’s Equity in Theatre», женщины составляют менее 35% на руководящих должностях в канадской профессиональной театральной индустрии. Организация «Playwrights Guild of Canada» в 2014 году провела опрос, согласно которому 63% пьес были написаны мужчинами, 22% — женщинами и 15% — совместно.

Кадр из фильма Седы Григорян "Burning Burning". Фото: EVN Report

Кадр из фильма Седы Григорян "Burning Burning". Фото: EVN Report

Лара добавила, что этнический бэкграунд также влияет на ее работу в отрасли: «Как армянин в кино и на телевидении, а тем более в театре, я стремлюсь к этнической роли гораздо больше, чем к роли жителя улицы». Однако в армянском мире, как внутри Армении, так и в диаспоре, Арабиан видит изменения в отношении женщин в искусстве: «Это действительно круто. Когда я только начинала, было много подозрительных взглядов. А сейчас я чувствую, как всё это меняется. Мы еще не достигли полного равенства, но все стремительно к этому идет».

 Источник: Janine Maral, EVN Report

«Женщинам труднее добиваться успеха в Армении»: проблема гендерного неравенства в сфере кино