Редакция

Морские водоросли, яблочный сок и щавель: необычные находки армянской андеграундной музыки

Редакция
Морские водоросли, яблочный сок и щавель: необычные находки армянской андеграундной музыки

Существует абстрактное понимание андеграундной музыки, с которым согласны большинство людей: если артист непопулярный, значит он – андеграунд-исполнитель. Однако у каждого музыканта свое отношение к концепции этого направления. На первый взгляд кажется, что восточные громкие мотивы армянской музыки заглушили независимых музыкантов. Есть артисты, которых вы не видите на большой сцене, так как они не пользуются массовой популярностью. Однако такие музыканты все равно продолжают творить свою музыку. Некоторые пытаются выйти из подполья, не ставя под угрозу свое искусство и не поддаваясь коммерциализации, а другие просто ценят комфорт в виде своей преданной узкой аудитории. Авторы из издания EVN Report постепенно собирали эту подборку из исполнителей, которые по-своему прокладывают путь к музыкальной карьере.

Главная проблема аудитории армянского андеграунда: небольшое население и еще меньшая группа заинтересованных людей. И когда мы пытаемся описать экспериментальную музыку, армянское общество воспринимает ее как музыку будущего. «Будущее», которое пришло и ушло во многих странах, но всё еще не пришло в страны постсоветского пространства. Тем не менее, небольшое количество заведений и клубов, а также идеи, концепции артистов и поклонники такой музыки составляют характер армянского андеграунда — скрытый и красочный, свободный и сумасшедший.

Jrimurmurner / Seaweedweeds

Говоря о себе и своем творчестве, дуэт Jrimurmurner (в переводе с армянского «ջրիմուռներ» – морские водоросли) буквально сравнивает себя с этими морскими растениями: «На дне моря есть морские водоросли, поющие для прохладных волн». А вот сами Jrimurmurs играют пост-панк/электронику, они вдохновлены роком, однако менее агрессивны и более экспериментальны в своем творчестве.

Для участников дуэта Холли Арменакян и Анны Сахалян музыка всегда была увлекательным досугом, но она также стала источником недовольства: не сумев найти ничего армянского, что могло бы удовлетворить их музыкальные предпочтения, они решили создавать «что-то новое» для себя и других и основали свою собственную группу еще в 2015 году.

«Джримурмурнер, конечно же, родились в море. Когда мы несколько лет назад отдыхали у побережья, мы почувствовали, что пришло время выпустить то, что бурлило в нас годами. Название пришло легко, не задумываясь: мы говорили как можно больше слов, образовался словарный поток, и водоросли появились как раз в результате этого потока», – вспоминают девушки.

Холли считает, что творчество Джримурмурнер – это о принятии своего внутреннего упадка и о гармонии внешней среды и внутреннего беспокойства. Они не делают акцент на качестве звука, в региональной индустрии присутствует определенная эстетика низкого качества. Они записываются в своей селф-мэйд студии, которая намеренно или непреднамеренно создает искажения в качестве звука. Девушки, по их словам, были бы счастливы, если бы у них было больше поклонников, но это не изменило бы ничего в музыкальном плане.


LSD Sound-Out Club

Музыка группы LSD Sound-Out – это гибрид джаза, электроники, экспериментального рока и панк-музыки. Коллектив на данный момент включает Вартана Саргсяна (гитара), Арега Аракеляна (вокал), Ашода Папазяна (барабаны), Гайа Качатряна (за пультом управления), Давида Алекса Систи (саксофон) и Ани Егоян (гитара).

«Все началось в 2004 году, когда мы стояли рядом с рекой Гетар и решили записаться на музыкальный фестиваль, организованный группой Noramoud в ACCEA (Армянский центр современного экспериментального искусства)», – вспоминает вокалист LSD Sound-Out (по совместительству экономист и бухгалтер) Арег. «Мы определились с названием на месте, когда регистрировались. Мы подумали, пусть это будет что-то эйфоричное и прохладное, ведь это только на один фестивальный день. Тогда мы любили говорить о спорных темах и пропагандировали легализацию, потому что секс, наркотики и рок-н-ролл были громкими и спорными темами того времени. Однако сейчас, честно говоря, понимаю, что LSD Sound-Out – это больше о внутренних страхах и конфликтах, а тексты песен - о сексе, абсурде и свободе».

Арег утверждает, что андеграунд – это всё, что находится за пределами шоу-бизнеса. По его мнению, есть искусственные сцены и его «рабочие», а есть люди, которые не хотят стоять на этих сценах и вольно или невольно становятся частью андеграунда. И совсем не важно, хороши эти исполнители в музыке или нет. Для Арега андеграунд – это самоконтроль, «это тот самый персонаж с растрепанными волосами и странным нарядом».


MELINE

Творчество Мелине Билбулян началось с программ, которые позволяют людям без музыкального образования создавать музыку. По ее словам, она долго искала армянскую экспериментальную музыку, которую она могла бы показать людям и сказать: «Посмотрите, это армяне! Обратите внимание на качество!».

«Андеграундное искусство только-только родилось. Новое поколение более непредубежденно, чем мы, более смелое, более открытое для общения с другими культурами», — утверждает Мелине. Андеграундная музыка – это то, что не преследует коммерческих целей и делается исключительно ради концепции и идеи. Важно выбирать новое, современное, а не потенциально популярное. Новое зарождается в андеграунде и является прямым отражением времени, в котором мы живем. Начинающим андеграундным музыкантам Мелине советует никого не слушать и быть честным перед собой и аудиторией.

У моей музыки нет жанра, и сейчас, в общем-то, нет жанров, ведь всё размылось со временем. Возможно, это хорошо, потому что вы не ограничиваете себя электроникой или роком, у вас есть возможность расти и развиваться в любом направлении. Вы можете слушать 10 различных музыкальных жанров в день, и то же самое характерно для музыканта, который проецирует свой внутренний мир в целое произведение.


D․zu՜k

Оказывается, есть два дзука (в пер. с армянского – рыбы) – Тамара Хубларян и Ован Саркисян. Они не любят давать интервью, однако с удовольствием согласились обсудить образ армянского андеграундного артиста. Тамара и Ован уверяют: «Создавая что-либо, такие артисты не задумываются, является ли то, что они делают, андеграундом». Ован добавил, что в детстве ему нравилось музыкальное производство, а когда он стал взрослым, оно стало для него чем-то вроде привычки.

Жанр экспериментальный, созданный в студии/на ходу/на улице/в машине. «Мы создаем новый жанр: там будут все виды музыки, и она будет искренней и свободной от каких-либо ограничений – направлений или жанров», – утверждает Ован.

«Критики, которая иногда могла бы направить группу на правильный путь, не хватает. Мы посвятили жизнь музыке, и, как и многие созидатели, мы верим, что наш “ребенок” – лучший. А когда нет абсолютно никакой критики, мы не можем видеть другую перспективу, альтернативу, путь развития», – говорит Тамара, для которой настоящее искусство заключается в честности и не боязни ошибиться.


KHNDZORI SOK

История «Хндзори Сок» (в пер. с армянского – «яблочный сок») восходит к 2013 году, когда Эм и несколько его друзей решили записать русскую песню для мероприятия в парке Маштоца, и что-то будто «щелкнуло». Это побудило их выступать чаще, в основном в пабах. Вскоре после этого Эм был призван на службу в армию, но это не помешало ему заниматься музыкой. Там он встретил Вову, который впоследствии временно стал басистом его группы. Однако за последние два года Хндзори Сок превратился из группы в одного исполнителя – Эм и его гитара.

«Потому что почему бы и нет? Мне просто понравился цинизм названия и то, что я мог с ним сделать». Эм объяснил, что когда люди слышат название «Хндзори Сок», они представляют себе что-то светлое и веселое. Однако, когда они начинают слушать музыку, которая со временем перетекает в прогрессив-метал, они сильно удивляются, и за этим очень забавно наблюдать!
На самом деле, его музыка как тематически, так и звучно не слишком тяжелая и не слишком легкая. Это своего рода альтернативный/инди-рок, который может слушать каждый. С другой стороны, Эм не любит так или иначе классифицировать свою музыку. «В будущем все может измениться, я не против поэкспериментировать с хип-хопом/рэпом», – заявил он.


SYMPTOM

Как бы это иронично ни звучало, но участницы коллектива, Сона и Амассия, начали заниматься музыкой, чтобы их не отчислили из университета. Их учитель музыки когда-то научил их программе для производства музыки Ableton. Это привело их к экспериментам и любви к электронной музыке.

Не имея официального названия группы, организаторы одного из первых мероприятий с участием коллектива изначально записали название группы как «Девочки Кей» в честь их учителя музыки. Соне и Амассии это название не понравилось, поэтому всего за несколько часов до выхода на сцену им пришлось кое-как придумать себе имя. Амассия в это время читала книгу, и девочки решили открыть случайную страницу, Сона ткнула пальцем в слово «symptom», и теперь это — официальное название группы.

Сона и Амассия стараются избегать понятия «жанра» и «направления», чтобы дать себе свободу исследования всех видов звуков и их сочетаний. «Это зависит от наших эмоций, от того, что мы лично переживаем», - объяснила Сона. «Когда дело доходит до написания, я черпаю много вдохновения в американском феминистском панк-движении Riot Grrrl и, в частности, в Кэтлин Ханне, которая помогала мне выступать», — сказала Амассия. В то время как Мэрилин Мэнсон и Челси Вулф относятся к числу тех, кем восхищается Сона, Амассия выступает в качестве катализатора в формировании ее личности, чтобы доверять себе и быть более уверенной в себе.


NODE

Ани и Вардан случайно посетили концерт LSD Sound-Out Club в Дилижане весной 2017 года. Найдя гитару, лежащую в углу на афтепати, Ани начала играть и сразу же привлекла внимание Вардана. Так и началось их сотрудничество.

Название группы появилось так же случайно, как и встреча участников коллектива. Они искали классное, запоминающееся имя и в конце концов остановились на NODE. «Это означает поиск новых соединений с помощью того же узла. Сначала мы хотели назвать группу “Мокрые бандиты” в честь фильма “Один дома”, но позже мы передумали», — говорит Ани.

Ани и Вардан, которые сейчас создают электронную, в частности синтвейв-музыку, также не отрицают, что могут изменить свое звучание в будущем: «Жанры меняются. Теперь это синтвейв, а раньше все было по-другому, и будущее так же непредсказуемо», — утверждает Вардан.


AVELUK

Музыкальное путешествие Aveluk (Зары) началось в школьные годы, когда она училась играть на скрипке и самостоятельно писала рассказы и эссе. Но она начала писать песни и петь только в университете, когда подруга научила ее играть на гитаре.

После того, как она некоторое время устраивала частные шоу для своих друзей, однажды она решила опубликовать на широкую аудиторию песню «ինձ համար հեշտ էր» («Для меня это было легко»), которую она записала на свой телефон и разместила на YouTube. Ей нужно было выбрать название для своего канала, и слово «Aveluk» (это зеленая трава, которую едят в этом регионе) стало первым, о чем она подумала.

Зара забыла об опубликованной песне, но, посетив свою страницу на YouTube несколько месяцев спустя, она приятно удивилась: трек набрал тысячи просмотров. Это то, что подтолкнуло ее выпускать музыку намного чаще. Теперь у Aveluk есть около 50 своих песен на собственном YouTube-канале.

Морские водоросли, яблочный сок и щавель: необычные находки армянской андеграундной музыки