Великие армяне. Ереванский стрит-арт Роберта Никогосяна
Улицы Еревана давно не узкие и не мощеные. Нынешняя столица многолюдна, от старого города практически ничего не осталось, зато сегодня всё чаще можно встретить произведения в духе стрит-арта. Граффити в Армении — модный вид уличного искусства, однако появился он недавно — всего лет десять назад. Украшаются росписями в основном центральные даланы (арки), которые ведут во дворы ереванцев. А расписанные стены гаражей и зданий разбавляют совковую серость многоэтажек. Интересно, что яркие граффити всё чаще становятся инициативой самих горожан, которые находят художника и оплачивают ему роспись, конечно, заручившись разрешением мэрии.
Но Роберт Никогосян, вооружившись красками и баллончиком, однажды вышел на улицу по своей инициативе.
— Как вы научились граффити?
— Я с детства любил творить. Сердце выбрало кисти и краски. Сначала рисовал в тетрадках, как, пожалуй, все дети. Учился в школе и с пяти лет ходил в творческую школу, где был кружок рисования. И там до 2010 года учился рисовать. У моего любимого первого учителя — Степана Минасяна. Потом поступил в Ереванскую государственную Академию художеств в 2010 году. До 2014-го учился там и окончил факультет графики. После занимался классическим рисунком, и только потом, в 2015 году, начал интересоваться стрит-артом.
— Роберт, как вы впервые вышли на улицу с желанием творить?
— Я выбрал для первого рисунка безлюдную местность. Это был спальный район, там, где я живу, полуразрушенное здание. Местечко тайное и сокрытое от людских глаз. Я так сделал, потому что у меня не было цели написать серию портретов, я тогда только начинал свой путь и просто развивался. Никакой пользы для себя.
«Великие армяне». Роберт Никогосян. Источник: Dalma.news
— Почему именно стрит-арт?
— Уличное творчество доступно всем, в то время как обычные выставки проходят в закрытых пространствах, куда попадают не все. Уличное искусство может затронуть струны души абсолютно любого человека. Для меня изначально стрит-арт был хобби. Потом я начал глубже изучать его и буквально влюбился. Находил разные ветви, которые были бы интересны и мне, и людям. Одним из таких направлений стал жанр портретов, он-то и стал самым любимым. Его принято в стрит-арте называть «характер». И вот, в мае 2015 года, мне захотелось нарисовать однотонный портрет героя, внешне напоминающего Иисуса Христа. Всё с этого началось. Я начал следить за зарубежными артистами, изучать. И спустя какое-то время нарисовал первый цветной портрет — это был Фрунзик Мкртчян. После портрета Фрунзика, рядом нарисовал великого шансонье Шарля Азнавура, потом актера Соса Саргсяна. Портрет Соса Саргсяна мой любимый. Я постарался изобразить его грустный и величественный взгляд — буквально за день нарисовал его. А дальше ещё десяток великих людей.
— У вас получилась серия картин, верно?
— Я сделал в этой части Еревана 12 портретов. А потом и по всему городу. Это была серия «Великие армяне». Я рисовал знаменитых армянских творческих людей. Их жизнь, работа и наследие меня многому научили, поэтому я решил сначала изобразить их. Вскоре картины заметили, они начали распространяться в социальных сетях, людям понравились мои творения. Но были и те, кто критиковал, конечно. Некоторые говорили качество плохое, некоторые считали, что неправильно изображать великих людей на стенах. Одним словом, много разных мнений. Но девяноста пяти процентам зрителей все же эти портреты нравились.
— В чем заключается сложность вашего творчества?
— Вообще нужно найти правильный «холст», в данном случае стену. Это должна быть стена, которая не является частью архитектурного строения. То есть так, чтобы ты своим творчеством украсил постройку, а не испортил. Плюс, конечно, размеры изображения. Это тоже сложно. Но я давно преодолел эти трудности.
«Великие армяне». Роберт Никогосян. Источник: Dalma.news
— В Армении стрит-арт не так популярен, верно? Если бы у вас была возможность творить ещё где-то, кроме Армении, какую страну бы выбрали?
— У нас стрит-арт не так популярен, это да. Но потихоньку набирает обороты. Когда я начинал, вообще никто этим не занимался. Я попытался внести свою лепту в это дело. Тогда я сам себе учителем был, но равнялся на зарубежных художников. Например, очень хотел бы заниматься стрит-артом во Франции, потому что вижу, как быстро у них развивается это искусство. Там есть сильная конкуренция между художниками, и, соответственно, качество исполнения хорошее.
— Ваше творчество, в основном, несёт позитив, в нём нет практически никакого протеста, хотя это искусство в большей степени для бунтарей. Есть ли у вас работы, которые выражают отрицание?
— Протестовал я лишь однажды, это было во время захвата полка Патрульной службы Полиции Армении. Я тогда изобразил троих — Жирайра Сефиляна, Павлика Манукяна и Араика Хандояна. Эти картины более или менее содержат бунт.
— Какими качествами должен владеть «уличный» художник, по вашему мнению?
— Он должен быть смелым, не бояться проблем, не бояться высоты и не бояться общественного мнения. Искать способ самовыражения.
Герои Второй Карабахской войны в граффити Роберта Никогосяна. Фото из личного архива художника
— Вы сейчас работаете над портретами героев, павших во время 44-дневной войны. Расскажите об этом, пожалуйста.
— Я начал рисовать военных, наших братьев, на стенах зданий достаточно высоко. Людям идея понравилась. Сначала я делал это без вознаграждения, но сейчас беру символическую сумму, чтобы краски окупить. И так как эти портреты расположены достаточно высоко, я их рисую с помощью подъемного крана.
— В эпицентре вашего творчества всегда человек, так? Если да, то почему? Помнится, у вас также прошла выставка портретов не знаменитых, обычных людей?
— Взгляд и мимика — это безумно интересно. Интересен человек сам по себе, его постоянные поиски себя, стремления. Выставка прошла ещё в 2016 году. Я честно говоря, очень долго её ждал, так как это была моя первая персональная выставка. К слову, она проходила в метро. На этой выставке не было похожих одна на другую картин, хотя, одновременно с этим, все герои не то чтобы похожи, они одинаковые. Я хотел сказать, что можно рассказать историю одного человека, подразумевая ход жизни всего человечества и его исход.
— Есть ли у вас девиз по жизни? Я знаю, что вы верующий. Влияет ли ваша вера на творчество?
— Я уверен: если у меня что-то получается, то это исключительно по воле Бога. У меня каждый год меняются девизы, но все они из Библии. Одна из любимых строк Писания: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Я понимаю, что ни на что не способен без Бога. Все мои картины появляются на свет с помощью молитвы, то есть перед началом каждой работы я обращаюсь к Нему. Поэтому мои картины и получаются хорошо. Считаю, это Божье благословение.
И, честно говоря, я больше люблю говорить о Боге, нежели о картинах, потому что все мои успехи случились благодаря Ему.
Ани Гнуни специально для Армянского музея Москвы
Фото обложки © Роберт Никогосян