«Вкус прекрасной музыки»: армянские духовные песнопения. Часть 1.

«Вкус прекрасной музыки»: армянские духовные песнопения. Часть 1.

Шараканы? Таги? — что значат все эти слова? В чём уникальность духовной музыки армян, и как она повлияла на становление композиторской школы, став неотъемлемой частью всего, что мы представляем, когда говорим об армянской музыке?

В первой части материала рассказываем о пути от шараканов к гандзу Григора Нарекаци, о жанрах средневековой армянской музыки, особенностях исполнения и уникальной нотации — о всех ключевых аспектах, которые легли в основу музыкальной эстетики.


Церковно-певческая традиция сформировалась на основе древней музыкальной культуры армян: песен гусанов, музыки, восходящей к дохристианскому периоду, и сольных песнопений III века до нашей эры. 

В первую очередь, армянская музыка связана с духовными гимнами — «шараканами», которые создали Месроп Маштоц и Саак Партев.

 

Месроп Маштоц. Источник.

 

Эти песни были собраны в Шаракноце (Гимнарии). Выделяют три вида шараканов: кцурд (тропарь), кацурд (кондак) и канон. Кацурд в армянском духовном искусстве начал развиваться с конца VI века. 

Одним из выдающихся кацурдов VII века стал гимн «Души, посвятившие себя» католикоса Комитаса Ахцеци.

 
 

Гимн, восходящий к общей национальной традиции и отличающийся особенной мелодичностью, стал ключевым в развитии искусства армянского духовного песнетворчества. Один из наиболее почитаемых сочинителей жанра был католикос Нерсес Шнорали (XII век), который обогатил как поэтический, так и музыкальный язык. Благодаря ему рифма окончательно утвердилась в армянской поэзии.

 
 

Первые женщины-композиторы: Саакдухт и Хосровидухт

 

Хосровидухт. Источник.

 

Первой в истории женщиной-композитором считают Хильдегарду Бингенскую. Её произведение датируется X веком. Незаметными в истории музыки остались поэтессы Хосровидухт и Саакдухт, создавшие свои композиции значительно раньше.

Саакдухт ― первая известная армянская поэтесса и первая женщина-композитор не только в Армении, но и в мире. Историк VIII века Степанос Орбелян писал, что она была монахиней-затворницей и всю жизнь провела в гроте в долине Гарни, где писала шараканы.

Творчество Хосровидухт оставалось неизвестным для учёных до XIX века — открытие её имени стало поворотным в истории литературы и музыки. Сохранилось только одна песня, написанная поэтессой, — «Удивительно для меня» (Զարմանալի է ինձ). Историк Агоп Джек Гаджикян охарактеризовал композицию как свидетельство «большого мастерства».

Работы Саакдухт и Хосровидухт не были включены в собрание шараканов; однако песня «Удивительно для меня» была одобрена Армянской церковью для использования в богослужениях.

 
 

Хаз — армянская нотопись

Хазы — знаки нотописания, наиболее известные и распространенные в средневековой Армении. Они были разработаны в VII—IX веках.

Хазовые знаки возникли в условиях самобытной армянской национальной системы записи нот. Они объединяют армянскую письменную и устную системы и традиции пения. Согласно имеющимся историческим данным, систему хазов разработал Степанос Сюнеци, а другие источники, например, Киракос Гандзакеци, приписывают изобретение хазов менее известному в армянской истории Хачатуру Таронаци.

Сохранилось около 2000 книг (более 1000 из которых хранятся в Матенадаране) и отрывков, содержащих различные песни и произведения V века, написанные хазами. Расшифровка этих нот сегодня важна с точки зрения исследования не только армянской церковной, но и всей ближневосточной средневековой музыки.

 

Гимн, исполняемый в праздник в честь архангелов Михаила и Гавриила. В тексте и над текстом – хазы. 1674 год. Фото: wikimedia.org

 

Начиная с XII века, хазы стали активно распространяться не только на территории Армении, но и в Киликийском армянском государстве, где усовершенствованием хазов занимались Нерсес Шнорали, Геворг Скевраци и другие знатоки системы.

Гандз Григора Нарекаци

 

Мозаика с изображением Нарекаци, Базилика Святого Петра, Ватикан. Источник.

 

Важные изменения в армянском духовном песнотворчестве начались с приходом Григора Нарекаци. В направлении особое место занимают его таги, отходящие от канонов средневековья. 

Григор Нарекаци был выдающимся поэтом-мистиком и музыкантом, важной фигурой армянской культуры. Его творчество не только оказало значительное влияние на национальное искусство, но и символизировало новое видение и прорыв в художественных стремлениях армянского Возрождения.

Особое место в его наследии занимают духовные песнопения, известные как таги. Эти песни отличаются яркими поэтическими образами и новаторскими музыкальными композициями, которые освободились от канонов Утдзаин. Их значимость в армянской музыкальной культуре заключается не только в формальных инновациях, но и в глубоком религиозном содержании.

Григор Нарекаци также известен как основатель жанра гандз, лучшие образцы можно найти в певческой книге «Гандзаран». Этот сборник включает различные музыкально-поэтические направления, такие как гандз, таг, мегеди и ордорак, демонстрируя широкий спектр стилей и средств выразительности.

Особое внимание уделяется гандзу, который представляет собой многострофные оды с рифмованными структурами. Этот жанр открывает цикл в книге Нарекаци и отличается особой мелодической разработкой и композицией.

Исследования показали, что жанр гандза образовался не спонтанно, а своими истоками восходит к более древнему жанру, поэтому в данном случае Григор Нарекаци выступает не только как новатор, но и хранитель традиций. Речь идет о карозе — мелодизированной проповеди из Часослова, одном из самых древних жанров армянского духовного песнетворчества.

 
 

Среди других авторов тагов — братья католикосы Григор III Пахлавуни и Нерсес Шнорали, Ованнес Ерзнкаци (Плуз) и Константин Сисеци. Гандз стал первым элементом праздничного цикла песнопений — гандзшарка, сформировавшегося в творчестве Григора Нарекаци и включающего в себя также жанры таг, мегеди (меледи) и ордорак (йордорак). Первая и последняя из четырёх частей гандзшарка имеют речитативно-псалмодический характер, две средние — мелизматический.

До XIX века в армянской музыке практиковалась манера исполнения, заданная в средневековье. Основные изменения и переосмысление музыкального строя происходят значительно позже. Во второй половине столетия светские и церковные музыканты начали перелагать церковную и народную музыку на европейский лад. В музыковедении стали возникать вопросы перспективы развития армянской музыки и вопросы её эстетики.


Во втором выпуске нашего материала вы узнаете об изменениях и открытиях в духовной музыке, которые случились в XIX веке и положили начало композиторской школе.

На обложке — страница из армянского манускрипта 13 века. Источник: The J. Paul Getty Museum, Los Angeles.








«Вкус прекрасной музыки»: армянские духовные песнопения. Часть 1.