Редакция

Армянская Пасха

Редакция
Армянская Пасха

Пасха — большое событие в христианском мире, один из важнейших праздников. Он знаменует воскресение Иисуса Христа.

Фото: farsnews.com

Фото: farsnews.com

Важным образом этого праздника является пасхальный агнец, эта традиция пришла от иудеев. Отмечая Песах, знаменующий исход евреев из Египта, они приносили в жертву козленка или ягненка мужского пола и без пороков — агнца. Именно эту жертву воплотил собой Христос во время Тайной вечери: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7). Пасхой называли жертвенных агнцев иудеев.

В армянской дореволюционной культуре, а именно в конце XIX-начале ХХ века, бытовала традиций общественного жертвоприношения — ахар. Например, в некоторых районах Сюника во время совершения жертвоприношения кровью окропляли веточки дерева, растущего в почитаемом месте. Потом эти веточки втыкали в землю на участке пашни, чтобы урожай был обильный (1).

Зачастую жертвенных животных и другие припасы покупали вскладчину — всем селом либо же только от зажиточных крестьян. Мясо варили и раздавали бедным, завернув в лаваш. «Говорят, что праведные люди в этот день видят, что рогатый баран выходит и играет на солнце несколько минут и исчезает», — писал наблюдатель об одном из сел Шушинского уезда Елисаветпольской губернии (2).

Фото: irna.ir

Пасха, как и некоторые другие значимые праздниками, сопровождалась богомольем, как правило, в ближайший монастырь или храм, которы    й пользовался славой самого сильного святого места. Иногда богомолье начиналось на третий день после Пасхи. Такие паломничества также сопровождались закланием животного.

«Накануне праздника Пасхи, при закате солнца, в ограде церкви собирается молодежь, приглашается зурна, устраиваются танцы, игры и продолжается это все до начала литургии (до 2 часов ночи), которая оканчивается с рассветом. Приносят ’’ахар’’, чтобы всякий, даже бедный, мог разговеться мясом. Заранее, по выбору общества, несколько лиц ходят по всем дворам и собирают пожертвования, — покупают барашков и режут их ночью в церковной ограде, варят и, по окончании литургии, раздают всем по куску мяса с хлебом; одну ляжку от каждого зарезанного барашка отдают священнику. На другой день Пасхи все идут на кладбище <…> Третий день Пасхи — день престольного праздника Кала гергец (Большая церковь)», — читаем в одном этнографическом описании (3).

Фото: farsnews.com

В разных регионах были свои особенности и традиции. Например, в Эчмиадзинском уезде бытовало своеобразное гадание.

«В день Воскресения Христова кладут на крышу ломоть хлеба с каким-нибудь кушаньем; если птица понесет хлеб на кладбище, то положивший его умрет до следующей Пасхи, а если понесет в другое место, то он в этом год не умрет» (4). Также гадали и молодые парни — на свадьбу.

На протяжении последних тысячелетий смысл и основное содержание Пасхи в корне не менялись, но именно региональные особенности празднования делают этот праздник неповторимым явлением культуры.

  1. Тер-Саркисянц А.Е. История и культура армянского народа. М., 2008. С. 552

  2. Осипов Г. Селение Даш-Алты Шушинского уезда Елисаветпольской губернии // СМОМПК. 1898. В. 25. С. 125

  3. Бежанов М. Краткие сведения о селе Варташен и его жителях // СМОМПК. 1892. В. 14. С. 223-224

  4. Бунатов Г. Из поверий, предрассудков и народных примет армян Эчмиадзинского уезда // СМОМПК. 1893 В. 17. С. 186

Армянская Пасха