Расписная керамика Армении. О происхождении древнейшего вида декоративно‐прикладного искусства
При изучении памятников материальной культуры Армении античной эпохи керамика является одним из основных и важнейших археологических материалов. Несмотря на это, многие вопросы, связанные с изучением керамики, являются еще недостаточно разработанными. Это объясняется большой самобытностью керамики Армении античной эпохи и небольшим сроком ее изучения, в особенности расписной керамики, составляющей значительную часть керамического материала.
Расписная керамика не ограничивается определенными формами сосудов. Можно утверждать, что нет такой формы сосудов, за исключением светильников и кухонной керамики, которая не была бы представлена расписными экземплярами. Так что изучение расписной керамики имеет большое значение для изучения всей керамики Армении эпохи античности. Сосуды изготовлены в основном на гончарном круге.
Орнамент носит в основном геометрический характер, но встречается орнаментация растительного и зооморфного характера. Основными элементами орнамента служат тонкие и широкие пояски, различного рода гирлянды, цепи, волнистые и ломаные линии, треугольники, которые наносятся на сосуд в отдельности или в различных сложных сочетаниях. В зооморфном орнаменте встречаются олени, козлы и водяные птицы.
Керамическая посуда V-VII веков не сохранилась, но её формы нам известны по каменным изображениям кувшинов, помещённым на карнизах северной стены храма в Птгни. Они составляют оригинальный декоративный ряд, входят в сдержанный убор храма. Среди керамических изделий, найденных в Ани, а также при раскопках Двина, есть образцы, которые можно отнести к X-XI векам. Эта простая крашеная керамика, крестьянские кувшины‐«карасы», служившие для хранения продуктов, самая простая бытовая «тара». Их обычный декор — рельеф в виде ленты с изображением домашних животных. Эти керамические изделия связаны с очень глубокими пластами местной культуры, в них отразились мотивы, характерные для керамики земледельческих и скотоводческих районов.
Продуманная, тяжеловесная функциональность их формы — характерная примета народного гончарства. Археологические экспедиции расширили материал керамики следующего периода — XI-XIII веков. Это разнообразнейшие по формам и силуэтам сосуды — чаши, блюда, кувшины, — покрытые поливой. Их декор, наравне с формой, связан типологически со всей керамикой этого времени, ходившей по свету. Широкие торговые связи Армении делали доступными изделия многих стран, вводили в привычный обиход привозные формы: остатки керамики, созданной во всех концах тогдашнего культурного мира вплоть до Китая, были найдены при раскопках древних армянских столиц. Но большая часть изделий, обнаруженных в развалинах Ани и датируемых XII-XIII веками, создавалась здесь же, это были изделия местного производства. По технике исполнения, по декоративным приёмам и самим использованным изобразительным и орнаментальным мотивам, по цветовой гамме эти изделия, разделяясь на группы, находят близкие аналогии в керамике Персии и Византии своего времени. В них проявляется в осязаемой форме то связующее положение, которое занимала Армения в Передней Азии, связь между Византией и Персией шла часто через Армению: в течение всех средних веков купцы двигались по этим путям навстречу друг другу.
Раннюю группу анийской поливной керамики составляют фаянсовые чаши, покрытые синей глазурью, а также изделия, расписанные люстром, с процарапанными или свободно нарисованными кистью изображениями птиц и зверей. Они были обнаружены в 1907 году при раскопках дворца и датируются серединой XI века, потому что были засыпаны при взятии Ани войсками Алп‐Арслана в 1065 году. Сходные изделия были найдены и при раскопках жилых домов, построенных в XII веке. Некоторые из этих предметов, в частности великолепная чаша с сирином, находят аналогии в византийской керамике, другие примыкают к керамике XI-XIII веков, найденной в Самарканде, Фостате (Каир), Самарре.
Интересно, что декоративный живописный эффект глазурованных глиняных поверхностей использовался не только в области посуды. Имеются упоминания о существовании керамических икон в Армении XIV-XV веков, в частности в армянских церквах Иерусалима и Новой Джульфы.
Именно декоративно‐прикладное искусство — создание художественных изделий из глины, цветных и драгоценных металлов, ковроткачество, вышивка — сохраняет непрерывность развития, продолжает историю пластических искусств в неблагоприятный для армянского народа период позднего средневековья. Рассмотренный нами большой период можно назвать временем сложения национальной изобразительной традиции. Какие же из её черт не только обнаружили себя, но и прорастают в следующие по времени этапы истории народа и его культуры? По своему географическому положению Армения находится между миром Востока и миром средиземноморских культур, но по языку и религии ближе к последнему. Переводы античных авторов, греческой и сирийской религиозной литературы, которые велись в Армении в течение столетий, оказывали огромное влияние на мысль и отражались на художественной жизни, особенно в области изобразительных искусств.
Справедливо принято считать, что высшие достижения в Армении раннего и зрелого средневековья лежат в области архитектуры и книжной живописи. Но изучение скульптуры приводит к мысли, что она отнюдь не была искусством «второго плана».
Как и ковроделие, керамика в период позднего средневековья и в новое время стала областью преимущественно крестьянского производства. Но если ковёр обновлял свои художественные качества и без труда становился дорогостоящим предметом торговли, с керамикой в целом дело обстояло иначе: она стала обслуживающей каждодневные нужды «тарой». Конечно, можно говорить о том, что повторяющиеся столетиями формы керамических бытовых изделий этого времени свидетельствуют об идеальной найденности, о точном соответствии своему назначению. Именно пластические качества народной армянской керамики — и лепной, и поднятой на гончаром круге — привлекали внимание художников и стали основой для возрождения в середине XX века этого вида декоративно‐прикладного искусства в Советской Армении. Но мы должны отметить другое: особенности жизни «выталкивали» глиняную посуду из области искусств в сферу обслуживания непритязательного деревенского быта.
Подготовлено по материалам: Степанян Н. Искусство Армении; Тер-Мартиросов И. О происхождении расписной керамики античной Армении
Фото обложки: Чаша из Ани, XIII в. Источник: Степанян Н. Искусство Армении