Архитектура Армении: от крепости Эребуни до мемориала «Сардарапат»
На протяжении тысячелетий архитектура была важной составляющей культуры Армении. В монументальных памятниках зодчества ярко проявились национальное своеобразие армянского искусства, его высокий уровень и богатые художественные традиции.
Древнейшие памятники Армянского нагорья — дольмены, менгиры, кромлехи в Сисиане — относятся к неолиту. В Шенгавитском поселении на территории Еревана раскопаны круглые в плане жилища (IV–III тыс. до н.э.). Большой интерес представляют памятники городища Мецамор (III–I тыс. до н.э.) — древнего центра горно-металлургического производства Армении. Сохранились цитадель, жилища, плавильные печи, сооружения культового и астрономического назначения, связанные с наблюдениями за светилами.
С эпохи существования на территории Армении государства Урарту до нас дошли города-крепости Аргиштихинили (позднее ставший столицей Армении — город Армавир), Тейшебаини и Эребуни-Ереван. Эребуни находится в юго-восточной части Еревана и занимает территорию около 100 га, в центре которой на холме Арин-Берд возвышается мощная цитадель города с дворцовыми, культовыми и хозяйственными зданиями. Строительная надпись свидетельствует об основании Эребуни в 782 году до н.э. царем Аргишти I. При падении государства Урарту Эребуни, в отличие от других крепостей и поселений, не был разрушен. Жизнь в нем продолжалась, и преемником древней крепости стал город Ереван. В 1968 году к празднованию 2750-летия Еревана были завершены археологические раскопки цитадели Эребуни и восстановлены фрагменты помещений и даже целые здания.
С III века до н.э. в Армении стала развиваться эллинистическая культура. Армянское государство достигло своего наивысшего могущества при царе Тигране II Великом (он правил в 95–55 гг. до н.э.), когда его границы простирались от Каспийского до Средиземного моря. В стране высокого развития достигло градостроительство. По сведениям историков, в этот период в Армении возникло более 200 городов, среди них — Армавир, Ервандашат, Арташат, Тигранакерт. Согласно античным историкам, выбор места для основания новой столицы — Арташата — был сделан нашедшим приют в Армении карфагенским полководцем Ганнибалом, которому царь Арташес (правил в 189–160 гг. до н.э.) поручил также надзор над строительством города.
О зодчестве эллинистической Армении дает представление крепость Гарни с усиленными башнями, мощными стенами (III век до н.э.), языческим храмом (I век н.э.), дворцом и баней (III век н.э.). Построенный в 77 году царем Трдатом I храм Солнца полностью сохранился до ХVII века и был разрушен сильным землетрясением 1679 года. В 1968–1975 годах храм, свыше 90% камней которого сохранились, был восстановлен. Храм представляет собой периптер с капителями колонн ионического ордера. Храм в Гарни некоторыми характерными чертами архитектуры отличается от аналогичных западных храмов. Важнейшие особенности этого храма — возведение его из базальта, перекрытие целлы (главного помещения) каменным сводом, а также богатство и разнообразие неповторяющихся орнаментальных мотивов, что позже стало явным признаком средневекового армянского зодчества. Участие местных каменных дел мастеров и скульпторов ясно видно в наличии свойственных армянскому декоративному искусству растительных орнаментов (виноград, гранат, листья ореха) и в пластичной манере их исполнения.
Важнейший этап в истории армянской культуры и, особенно, архитектуры связан с утверждением в 301 году христианства официальной религией Армении. Процесс становления новой религии и нового уклада совпал с совершенствованием строительной техники. Она характеризуется, в первую очередь, переходом от применяемой в Античности сухой кладки к кладке с использованием известкового раствора и бутобетона в качестве связующих средств для камней, что послужило развитию арочных, сводчатых и купольных конструкций и предопределило новые архитектурные формы Армении раннехристианского периода.
Армении, первой принявшей христианство, пришлось с самого начала самостоятельно разрабатывать типы церквей. Уже в IV веке в монументальном зодчестве Армении четко намечается основная линия развития — одновременно с зальными церквами и базиликами армянские архитекторы возводят также купольные церкви, разрабатывая, в первую очередь, центричные композиции. Древнейшим, дошедшим до нас купольным памятником является Эчмиадзинский кафедральный собор, построенный в 301–303 годах царем Трдатом III (правил в 287–330 гг.) и Григорием Просветителем. В течение своей многовековой истории этот узловой памятник всей христианской архитектуры неоднократно реставрировался, в том числе основательно в 484 году, когда он получил свою нынешнюю композицию в форме равноконечного креста с куполом на четырех опорах. Этот тип церковного здания, повторенный в соборе св. Теодороса (624–631 гг.) в Багаране, в дальнейшем вышел за пределы Армении и через Византию распространился в Европе, послужив прототипом для церквей греческих монастырей на горе Атос (Х–ХI вв.), французского собора Жермине де Пре (Х в.), итальянского Сан-Сатиро (IХ.) в Милане.
Крестообразная форма церкви наиболее ярко и четко была выражена в малых купольных церквах Армении типа «свободного креста». Характерным и лучшим примером этих сооружений является жемчужина армянской архитектуры — церковь Кармравор (VII в.) в Аштараке, которая сохранилась полностью, включая и древнюю черепичную кровлю (в последующие века кровли монументальных зданий в Армении покрывались каменными плитами).
Следующим звеном развития крестообразной снаружи и внутри композиции в Армении являются церкви типа св. Иоанна в Мастаре (конец VI в.). Здесь увеличена центральная подкупольная часть, и углы ее выступают на фасадах между апсидами. Огромный купол, опирающийся на конхи апсид и тромпы, перекрывает все внутреннее пространство церкви и является доминантой в общем объеме сооружения.
Центрально-купольная система культовых зданий во второй половине VI века получила в Армении новое направление развития в форме тетраконха с промежуточными нишами и угловыми помещениями (приделами). Древнейшим датированным памятником этого типа является Аванский кафедральный собор на северной окраине Еревана, построенный в 591 году. В Аване приделы перекрыты сферическими сводами, что означает наличие куполов на углах собора.
Композиция Аванского собора в более совершенной форме была воплощена в храме св. Рипсиме (618 год) в Вагаршапате — шедевре армянской архитектуры. Здесь зодчий устранил недостаток Аванского собора — большую толщину в местах сопряжения абсид с приделами, применив в этих углах трапецевидные в плане ниши. Помимо чисто конструктивного значения это имело также огромный художественный эффект. Все части храма св. Рипсиме взаимно гармонично увязаны, здание кажется кристаллом, высеченным из белого камня — оно монументально и производит величественное впечатление.
Период VII века в истории армянской архитектуры справедливо называется «золотым веком» — в течение нескольких десятилетий было создано много оригинальных типов монументальных сооружений, присущих лишь армянскому строительному искусству.
Храм св. Гаяне (630 год) — четырехстолпное купольное сооружение, композиция которого впервые была применена в армянской архитектуре в церкви св. Сергия в Текоре (478–490 гг.) и развита в церкви в Одзуне (VI в.). Развитие этой композиции привело в Армении к созданию оригинальной трехабсидной купольной базилики на примере соборов Двина (608–628 гг.) и Талина (VII в.).
Восточнее Вагаршапата находятся развалины собора Звартноц — венца творческого гения армянских зодчих раннего Средневековья. Звартноц, возведенный в качестве кафедрального собора католикосом Нерсесом Строителем в 643–652 годах, представляет собой новый тип центральнокупольного церковного здания с трехъярусным объемом. Согласно реконструкции Тороса Тороманяна, собор состоял из трех, поставленных одно на другое, богато декорированных, уменьшающихся в диаметре цилиндрических объемов, общей высотой 45 м.
Архитектура Звартноца отличается новизной и исключительной конструктивной смелостью. Велико было его значение для развития архитектурной мысли в Армении, и справедливо автор Звартноца — Нерсес Строитель — ставится в ряд наиболее выдающихся зодчих раннего Средневековья. По свидетельству историка Мовсеса Каланкатуаци при освящении собора присутствовал византийский император Константин, который «весьма восхищенный великолепием сооружения» вознамерился построить такой же собор в своей столице.
Культовые здания Армении IV–VII веков дают полное представление о достижениях и высоком уровне строительного искусства в стране (гражданские сооружения этого периода плохо сохранились и известны нам лишь благодаря раскопкам). Созданные зодчими Армении многие композиции были присущи лишь армянской архитектуре. Памятники IV–VII веков стали основой для следующего этапа развития армянской архитектуры, а купольный зал был утвержден в IX–XIV веках в качестве основного типа церковного здания в Армении.
Классический период армянской архитектуры завершился в конце VII века, что совпало с завоеванием страны арабами. Но с возрождением армянской государственности в Х веке начался новый этап в развитии архитектуры Армении. Этот период характерен бурным развитием градостроительства, фортификационного искусства и, в первую очередь, гражданского зодчества. Замечательным примером градостроительного искусства является Ани — столица Багратидской Армении. В IХ–XI веках были возведены неприступные крепости Амберд, Тигнис, Магасберд. Феодальная раздробленность Армении в IХ–XI веках привела к образованию отдельных архитектурных школ — Анийской, Сюникской, Васпураканской, Лорийской.
Достижения Анийской школы неразрывно связаны с именем крупнейшего зодчего средневековой Армении Трдата, построившего в столице Кафедральный собор (989–1001 гг.). Анийский собор был призван увековечить мощь Багратидской Армении, что и определило как монументальные формы, так и его богатый декор. Мощные, высокие пилоны обработаны в форме пучков тяг, что подчеркивает вертикализм всей композиции. Центральный неф собора с куполом здесь сделан доминантой внутреннего пространства путем сужения боковых нефов. Такая трактовка пространственного решения интерьера, членение подкупольных пилонов и арок наподобие нервюр впоследствии перешли в готическую архитектуру. Благодаря этим особенностям, совершенству конструкций и изумительному декору Анийский собор можно отнести к числу лучших произведений мирового зодчества.
Трдат был известен и за пределами Армении — в 989 году его пригласил византийский император Василий II в Константинополь, где он восстановил пострадавший от землетрясения купол собора cв. Софии (VI в.) и сделал это столь искусно, что без последующих изменений он сохранился до наших дней. По свидетельству современника, армянский архитектор-каменщик Трдат «с удивительным соображением составил план, изготовил модель здания, по которой приступлено было к работе, и собор по возобновлению явился в изящнейшем чем прежде виде».
Вершиной творчества сюникских зодчих явился Татевский собор свв. Погоса-Петроса, построенный в 395–906 годах. Это одно из самых больших церковных зданий средневековой Армении имеет редкий вариант крестовокупольной композиции: купол покоится на двух пилонах и стенах западных приделов. В 930 году собор был украшен монументальной фресковой живописью.
Васпураканская архитектурная школа в Х веке создала шедевр армянского искусства — знаменитый своей скульптурной отделкой и фресками храм Сурб Хач (915–921 гг., зодчий Мануел) на острове Ахтамар (Ван, Западная Армения). Декоративное оформление этого памятника по насыщенности и преобладанию светской тематики является исключительным в искусстве Армении и не имеет аналогов.
В армянском зодчестве IХ–ХIV веков важное место занимают монастырские комплексы, в которых возводились многочисленные здания светского назначения — gavit (своеобразные притворы, служившие также залами собраний и усыпальницами), школы, библиотеки и книгохранилища, трапезные, жилые дома. В притворах и трапезных зодчие основное внимание уделяли разработке интерьера и достигали в этом деле замечательных результатов особенно в бесстолпных постройках с перекрытием на перекрещивающихся арках. Это — совершенно новые архитектурные решения, найденные без влияния извне, подсказанные формами народной архитектуры.
Лучшими архитектурными ансамблями Армении этого времени являются основанные в Х веке монастыри Ахпат и Санаин, а также Гегард (с замечательными пещерными сооружениями), Ованаванк, Сагмосаванк, Гандзасар, Кечарис, Гошаванк, Агарцин, Нораванк, Аричаванк.
Трехъярусная церковь «Буртелашен» (1339 г.) в монастыре Нораванк украшена рельефами, изображениями Богоматери с архангелами и Христа с апостолами. Эти скульптурные композиции, как и аналогичный барельеф в церкви Арени (1321 г.), были творениями выдающегося средневекового архитектора, скульптора и художника-миниатюриста Момика, автора самих сооружений.
В силу неблагоприятных политических и экономических условий в ХV–XVI веках строительство в Армении почти замерло. В этот период архитектура развивалась в армянских поселениях других стран. Лишь в начале ХVII века сложились относительно благоприятные условия для восстановления страны и возобновления строительной деятельности. Характерными особенностями архитектурных комплексов Армении XVII–XVIII веков являются: органическое сочетание двух разных композиций — религиозного центра и оборонительного сооружения, организация ансамбля вокруг одной доминанты — церкви. Таковы ансамбли монастырей Мец Анапат в Татеве, Сурб Геворг в Мугни, Хор-Вирап. Широкое распространение в XVII–XVIII веках получил тип колокольни в виде ярусной вышки (Эчмиадзин, Ахтамар, Агулис).
Освобождение Восточной Армении от персидского ига и ее присоединение в 1828 году к России внесли коренные изменения в градостроительство и в типы сооружений. Получили регулярную планировку, согласно генеральным планам, города Ереван, Александрополь, Горис. Под влиянием развивавшегося капитализма появились новые для Армении виды зданий — банки, европейского типа гостиницы, театры, магазины и рестораны. Все они возводились в стиле классицизма ХIХ века. В отличие от них был сохранен национальный характер архитектуры церквей и жилища. В целом в исторически короткий промежуток времени в ХIХ – начале ХХ века армянская архитектура из средневекового периода своей истории перешла в новую фазу развития, создав предпосылки для действительного возрождения в ХХ веке.
Традиции армянского строительного искусства сохранялись и в новых социально-экономических условиях на протяжении всего ХХ века и вплоть до настоящего времени. Используя богатый опыт своих предшественников, известные армянские зодчие создали целый ряд архитектурных комплексов, выдержанных в стиле национальных традиций с использованием местных традиционных строительных материалов: туфа, базальта, гранита, травертина. Таковы — ереванская площадь Республики с Домом правительства (архитектор Александр Таманян), Мемориальный комплекс «Сардарапат» (автор — народный архитектор Рафаел Исраелян, скульпторы — Аршам Шагинян, Самвел Манасян и Ара Арутюнян), Мемориальный комплекс «Цицернакаберд» памяти жертв Геноцида армян 1915 года (архитекторы — С. Калашян, А. Тарханян), здание Матенадарана (архитектор М. Григорян), здание винного комбината «Арарат» (архитектор Р. Исраелян) и многие другие, а также многочисленные административные и жилые здания, украшенные деталями национальной архитектуры.
Источники:
1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
2. Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.