Армянские талисманы и обереги. Как защищались от злых сил и привлекали удачу
Амулеты и вера в их магическую силу присутствовали в культуре едва ли не всех народов. Известные еще в первобытном обществе, обереги кочевали из тысячелетия в тысячелетие, причем во многих уголках нашей планы они не потеряли своей значимости и сейчас. Несмотря на столь ранее по сравнению с другими государствами принятие христианства, талисманы и магические обряды были важной частью культуры Армении. От сглаза одежду украшали бусами и ракушками, болезни лечили яйцами, а для защиты от злых духов пекли хлеб особой формы и закапывали его в землю. Подробнее о народных традициях и наиболее распространенных оберегах читайте в нашем материале.
В основном армянские амулеты использовались для защиты от злых сил и несчастий. Некоторые, наоборот, должны были приносить удачу, богатство или здоровье. Помимо привычных – материальных – оберегов, магическими свойствами, согласно поверьям, обладало практически все. Речь, запахи, определенные цвета, жесты и звуки – все это могло как навлечь несчастья, так и принести желаемых успех. Например, во время некоторых ритуалов строго было запрещено разговаривать, а болезни, наоборот, лечили пением.
Важную роль играют амулеты, связанные с элементами природы и символами животных. Например, огонь, согласно народным поверьям, имеет предохранительную магическую силу. Его культ сохранился в клятвенных формулах, запретах, благословениях, а также в виде жертвоприношения огня и поклонения очагу. В старину священной обязанностью считалось сохранение огня в очаге, благодаря которому злые духи не смели входить в дом или храм. С магической силой огня также связаны новогоднее полено, которое должно гореть до Рождества, сретенские костры, свадебные свечи, курение фимиама за упокой души и многое-многое другое. Костры жгли для защиты душ усопших от злых духов, а живых – от покойников. Кроме того, по народным представлениям, свет отгоняет дьяволов.
В качестве амулетов использовались и яйца: их ставили на ковроткацкие станки, у колыбелей, тониров, клали в чаши с водой. Куриные яйца украшали разноцветными нитками, бисером и вешали перед входом в дом. Армяне верили, что яйца оберегали от сглаза и злых духов. Их также использовали в лечебных целях – прикладывали к больному месту. Применяли яйца при гадании и колдовстве. Идейно яйцо связывают с плодородием, воскресением и новой жизнью. В армянских народных представлениях сохранился образ яйца, появляющегося в первородных водах или первозданном хаосе, а также существовала идея возникновения мира из яйца. Так, миф о мировом яйце сохранился не только в христианской традиции (при разбивании пасхальных яиц), но и в народной (в виде яйца-оберега, погружаемого в миску с водой).
Еще один значимый для армян оберег – хлеб. Считалось, что он защищает от сглаза, злых духов и вредноносного колдовства. В свадебном обряде при вводе невесты в дом жениха свекровь набрасывала ей на плечи лаваш, жених должен был рассыпать зерна, а лицо отца пудрили мукой. Хлеб клали в колыбель новорожденному и под подушку матери. А чтобы защитить ребенка от духа-пожирателя детей тпха, мать обходила семь дворов, выпрашивая муку и масло, затем пекла хлеб в форме человека и, продержав его некоторое время под подушкой ребенка, закапывала в землю. Кроме того, хлеб использовали в жертвоприношениях. В ранних земледельческих ритуалах его посвящали духам предков и божествам плодородия. Духи хлеба представлялись в обликах красивой девушки или пожилой женщины, а также лягушки, змеи, птицы, буйвола или коровы.
Но самыми распространенными талисманами были бусы, камни и раковины, особенно каури, которые попадали в Армению торговыми путями. Считалось, что каури обладали лекарственными свойствами. Их использовали в качестве украшений скульптур и фундамента храмов, а в XVIII-XX веках пришивали к оберегам и одежде.
С древнейших времен известны глазчатые бусы. Их вешали на колыбели, на шею детям и рога домашним животным, пришивали к одежде и амулетам, носили в украшениях. Наиболее распространенный орнамент – кружок с пятном – символом солнца, которое считалось оком неба. Этот символ встречается на армянских наскальных изображениях и керамике еще III-II тысячелетия до нашей эры, а также на крашеной керамике XVII-XV веков до нашей эры, среди иероглифических знаков Мецамора и на бронзовых поясах.
Важное значение также имел цвет глаз и, следовательно, цвет бус. Например, считалось, что синий цвет защищает от дурного влияния синих глаз. Согласно поверьям, этот цвет оберегает не только от сглаза, но и от злых духов, поэтому детей одевали в синюю одежду, а новобрачным клали в карман синюю нитку с семью узлами. Особый вид синих бус называется жерновками. Они использовались в качестве оберегов для жилищ и скота, а также могли быть в составе других украшений. Так, во время обряда размножения овец барана украшали синими бусами и пучками разноцветных ниток.
От сглаза защищались не только синими бусами: те же функции выполняли узорчатые или деревянные. Однако любой оберег сперва освящался молитвами, чтобы обрести магическую силу. Бусы-амулеты оберегали не только от злых духов, но и лечили болезни. В основном это были украшения из камня – алмаза, сапфира, берилла, опала и других. По народным поверьям, бусы, которыми лечили людей и домашних животных, падали с неба вместе с градом.
Отдельно стоит выделить деревянные талисманы. Они могли быть в виде тех же бус, в форме полумесяца, лягушки, колокольчиков или различных геометрических фигур. Изготавливали такие амулеты из древесины священных деревьев – калины, дуба, клена, платана, грецкого ореха, дикой яблоки. Процесс создания оберега также был особым. Например, работать мастер мог только в ночное время, до пения первого петуха: согласно распространенному поверью, эта птица отгоняет духов, а значит – колдовство невозможно. Также мастер не должен был выдувать стружки и опилки с поверхности изделия, чтобы «не дуть в лицо святому». И конечно, деревянные амулеты часто были украшены различными фигурами и орнаментами, которые лишь прибавляли им магическую силу.
Обереги также изготовляли из стали, серебра и других металлов. Однако об этой категории амулетов стоит рассказать отдельно.
Источник: Армяне. Серия «Народы и культуры», 2012
Фото обложки: mediamax.am