О трагедии, борьбе и возрождении. Выставка Самвела Акопяна «Пробуждение»

О трагедии, борьбе и возрождении. Выставка Самвела Акопяна «Пробуждение»

В Армянском музее Москвы открылась персональная художественная выставка Самвела Акопяна «Пробуждение». Боль от обмана, потерь и несправедливости, испытываемая армянским народом и спустя год после 44-дневной войны в Арцахе, выражена художником языком искусства. 14 картин — у каждой свои сюжет и история, складывающиеся в единое повествование. О людях и жизни вопреки.

Самвел Акопян

На открытии выставки Самвел Акопян рассказал, что в его картины вложены живые чувства и переживания, которые были им разделены вместе со своим народом. Какие-то работы «рождались» буквально за несколько часов, в порыве эмоций, а какие-то — выстраданы от самого замысла до воплощения. Одна из картин, центральная работа, была завершена художником прямо в день открытия выставки. Это — портрет, запечатлевший образ артиллериста Альберта Ованнисяна, чья фотография облетела весь мир и стала символом борьбы армян в Арцахе. В нём художник также передал и героизм всех солдат, сражавшихся за свою родину.

Экспозиция начинается с картины под названием «Аватуратц» («Հավատուրաց»), что в переводе с армянского означает «вероотступник, отступник, изменник, предатель». Изображён на ней премьер-министр Армении Никол Пашинян, из-за действий которого погибли тысячи армянских солдат. Пролитую кровь здесь символизирует красный цвет, в который он погружён с головой. Глаза премьер-министра перечёркнуты, этим, по словам художника, передано, что многое из произошедшего остаётся неясным до сих пор.

Картина «Трагедия. Собор Святого Христа Всеспасителя» посвящена городу Шуши — за всю свою историю многострадальному и вновь возрождавшемуся. Трагедия потерянного Шуши — его главный символ собор Казанчецоц художник изобразил без креста — предстаёт в образе плачущей девушки, одетой в цвета армянского флага.

Следующая в экспозиции картина Самвела Акопяна снова рисует женщину, которая, как отметил художник, всегда рядом с мужчиной — будь то мать, сестра или жена. Называется она «Пробуждение». Перед нами беременная женщина в одежде цвета военной формы, её муж погиб на войне. В руках она держит маки, в мифологии разных народов символизирующие смерть, но в то же время ассоциирующиеся с плодородием. На голове у женщины художник изобразил орлиное гнездо. Этим он говорит о рождающихся армянских воинах, подобных орлам. Воинах, подобных Альберту, портрет которого висит рядом с «Пробуждением» и дополнен изображением уже взрослого орла.

Выставка Самвела Акопяна «Пробуждение» продлится в Армянском музее Москвы до 1 декабря включительно. Вход свободный. График работы: понедельник–пятница, с 9.00 до 20.00 (суббота и воскресенье — выходные)

«Христос» — самая большая работа Самвела Акопяна из представленных на выставке. Через неё художник выражает свою мысль, что в наш сложный век можно прийти к чистоте и миру через веру, традиции и память о прошлом. Проведя собравшихся гостей по выставке, Самвел рассказал о символах, заложенных им в картину «Христос» — символизм цветового решения, передача флага Армении и армянские узоры, связывающие нас с традициями и нашими предками.

Завершает выставку картина «Древо». В ней живёт вера в будущее. Вера в то, что на земле, где было пролито столько крови, снова будут цвести деревья и устремляться ввысь — к мирному армянскому небу.

О трагедии, борьбе и возрождении. Выставка Самвела Акопяна «Пробуждение»