Дуэт сестёр: карьера Анаит и Маро Аджемян в концертной музыке

Дуэт сестёр: карьера Анаит и Маро Аджемян в концертной музыке

Дуэт сестёр Анаит и Маро Аджемян был широко известен в США в 50-е годы XX века. Пианистка и скрипачка с безупречным академическим образованием, они выступали на крупнейших концертных площадках страны со своими интерпретациями классического репертуара. Они также вместе записывали академическую и современную музыку для радио и телепрограмм.


Анаит и Маро родились в семье доктора Левона Аджемяна и пианистки Сирун Ерканян.

В начале 1920-х пара жила в Швейцарии. Там в 1922 году появилась старшая дочь Маро. Вскоре супруги переехали в Нью-Йорк. В новой стране доктор Аджемян возобновил медицинскую практику, а его жена стала давать уроки музыки. В 1924-м родилась вторая дочь — Анаит.

Сёстры увлеклись музыкой еще в детстве, а первым учителем игры на инструменте, конечно, стала их мать Сирун. Позже Анаит вспоминала: «Хотя мой отец не был музыкантом, я всегда слышала, как он напевал шараканы, армянские духовные песнопения. Как и другие семьи иммигрантов в Америке, мы были близки с соотечественниками, и наши этнические корни проявлялись на семейных встречах и публичных мероприятиях». Она признавалась, что с детства мечтала стать скрипачкой и никогда не сомневалась в своих амбициях.

 

Источник: otherminds.org.

 

Маро и Анаит учились в Институте музыкального искусства. Впоследствии он будет называться Джульярдской школой и станет известен как одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки. Маро окончила класс фортепиано, а Анаит — класс скрипки.

Вместе они выступали в Европе, Канаде и по всей территории США с широким репертуаром, включавшем произведения таких выдающихся композиторов, как Джон Кейдж, Генри Коуэлл, Алан Хованесс, Эрнст Кренек, Лу Харрисон, Карлос Суринах и Бен Вебер. Вместе и по отдельности сёстры Аджемян часто записывались на лейблах Columbia, RCA Victor, MGM и Composers Records, Inc.

Источник: digitalcollections.nypl.org

Сёстры были также известны своими интерпретациями стандартного классического репертуара. Уникальным достижением среди программ, которые они записывали для концертного зала NBC и Национальной образовательной телевизионной сети, была серия трансляций с исполнением полного цикла из десяти сонат Бетховена для скрипки и фортепиано. Они выступали как солисты под управлением Дмитрия Митропулоса, Леопольда Стоковского и Излера Соломона.

В 1946 году Анаит победила на престижном конкурсе исполнителей академической музыки Фонда Вальтера Наумбурга. В ноябре того же года состоялся её дебютный концерт в нью-йоркской Ратуше.

Музыкальная карьера Маро тоже быстро развивалась, к тому времени она уже была признанным исполнителем. В 1942 году Маро вместе с Джульярдским оркестром впервые в США исполнила фортепианный концерт Арама Хачатуряна (концерт для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, сочинение 38). В дальнейшем она заинтересовалась произведениями современных композиторов, среди которых был тогда малоизвестный композитор армянского происхождения Алан Хованесс.

Дуэт Аджемян приобрёл широкую известность. Они продолжали карьеру, несмотря на большую утрату: в 1950 году их родители были среди 58 человек на борту рейса Northwest Airlines, пропавшего над озером Мичиган по пути из Нью-Йорка в Сиэтл. На тот момент эта авария стала крупнейшей катастрофой коммерческой авиации в истории Соединенных Штатов. Обломки самолета так и не были найдены.

В 1950-х годах сёстры ездили с гастролями по Соединенным Штатам, Канаде и Европе. Их сопровождали положительные отзывы критиков и аплодисменты зрителей. В 1952 году Маро и Анаит получили награду Laurel Leaf Award от Американского союза композиторов — они стали первыми музыкантами, удостоенными этой чести.

Однако их выступления не приносили денег. Сёстры довольствовались оплатой за концерт, которая могла компенсировать расходы на транспорт, проживание и специальную одежду. Анаит говорила газете Time: «К счастью, у нас есть мужья, которые прилично зарабатывают». Тем не менее, брак также усложнял их творческий процесс. Маро была замужем за химиком American Oil Co., Анаит — за руководителем Columbia Records. В течение многих лет сёстры жили на противоположных побережьях — Маро в Калифорнии и Анаит в Нью-Йорке.

Они договаривались в письмах, какие произведения будут играть в предстоящем концертном сезоне, после чего каждая из них записывала свою интерпретацию на плёнку и отправляла пластинку по почте. Маро объясняла: «Там были зафиксированы мои зарисовки и мысли об определенной работе. Анаит писала в ответном письме, согласна она или нет, и использовала мою запись для практики».

Поскольку им нравилось регулярно гастролировать вместе, исполнение работ современных композиторов было не только продуктом преданности ремеслу, но и необходимостью для привлечения молодой аудитории.

Анаит и её муж Джордж Авакян — джазовый продюсер, работавший с Луи Армстронгом и Майлзом Дэвисом. Фото: digitalcollections.nypl.org

Анаит и её муж Джордж Авакян — джазовый продюсер, работавший с Луи Армстронгом и Майлзом Дэвисом. Источник: digitalcollections.nypl.org.

В 1965 году к Анаит Аджемян и скрипачу Мэттью Раймонди обратился композитор Гюнтер Шуллер и попросил помочь ему создать струнный квартет для представления произведений молодых американских композиторов в Карнеги-холле. Получившийся ансамбль быстро завоевал известность своими выступлениями и популяризацией современной музыки. В его состав вошли два скрипача — Мэттью Раймонди и Анаит Аджемян, альтист Бернард Заслав и виолончелист Сеймур Бараб. Квартет, просуществовавший до начала 1990-х, гастролировал с успехом не только по США, но и выступал в таких странах, как Китай, Индия и Сьерра-Леоне.

Дуэту сестёр Аджемян положила конец смерть Маро в 1978 году. Анаит продолжала выступать и преподавать на факультете академической музыки Колумбийского университета. Она пережила свою сестру на долгих 38 лет. Анаит не стало в 2016 году.


Фотография для обложки взята с сайта New York Times.

Дуэт сестёр: карьера Анаит и Маро Аджемян в концертной музыке