Армяне Агулиса. Фотографии из семейного архива Инги Аракелян

Армяне Агулиса. Фотографии из семейного архива Инги Аракелян

Город Агулис, название которого в переводе с армянского языка означает «полный садов», был одним из центров армянской культуры Нахичевана. Он был известен своими великолепными храмами и монастырями, школами и библиотеками. Но славная история Агулиса завершилась, когда в 1919 году его население подверглось массовой резне. Город был разрушен. Сегодня от прошлой жизни Агулиса осталась лишь память. О нём и его жителях рассказывают старинные фотографии. Такими поделилась с редакцией Армянского музея Москвы Инга Аракелян, наша читательница из Армении.

Жители Агулиса, прапрадедушка и прапрабабушка Инги Аракелян. Фото из архива Инги Аракелян

Жители Агулиса, прапрадедушка и прапрабабушка Инги Аракелян. Фото из архива Инги Аракелян

В нахичеванском городе Агулис жили прапрадедушка и прапрабабушка Инги. «Знаю, что прапрадедушку звали Гаспар Достакянц, а имя прапрабабушки, к сожалению, мне неизвестно», — комментирует Инга цветную фотографию, сохранившую для последующих поколений образы их предков. Снимок ценен ещё и своей этнографической составляющей. На фотографии мы можем увидеть, какие головные уборы носили армянки Агулиса: на прапрабабушке Инги — традиционная армянская одежда с «башенкой» на голове.


«После замужества армянке „повязывали голову“, т.е. надевали на голову особую „башенку“ — palti (Нагорный Карабах, Сюник), pali, poli (Мегри, Агулис), baspind (Ереван, Аштарак) — высотой от 8 до 15–18 см из нескольких слоёв проклеенной мукой бумажной ткани. Под неё на лоб повязывали ленточку с монетами (серебряными, очень богатые — с золотыми) или с особыми висюльками, а по обеим сторонам лица через виски свисали серебряные или вперемежку с кораллом шарики. Нос и рот туго повязывали сначала белым, а затем и цветным (красным, зелёным) платком, завязывая концы или скрепляя их крючками у затылка. Весь этот сложный убор покрывался цветным платком и укреплялся перекинутой через голову широкой (4–5 см) серебряной или золотой цепью с крючком. Казалось, словно вся верхняя половина лица выглядывала из четырехугольной рамки.

Чтобы смастерить такой головной убор, требовалось немало времени, он „строился“ на несколько дней, и чтобы его не разрушить, ложась спать, под голову, вернее под шею, клали удлиненный круглый валик-подушку» (Лисициан С.Д. Очерки этнографии дореволюционной Армении ǁ КЭС. 1955. Т.1. С. 182–264).


На следующей присланной Ингой фотографии, датированной 1906 годом, изображён дядя её дедушки Степан, одетый в костюм общеевропейского типа.

Дядя Степан. Фото из архива Инги Аракелян

Дядя Степан. Фото из архива Инги Аракелян

Другие дяди дедушки Инги изображены на групповом портрете. Двое из них (те, что стоят) одеты в чуху — элемент традиционной одежды. «Как верхняя одежда она служила не только тёплой одеждой (пальто в современном его понимании), но и являлась одеждой на выход. На большинстве старинных фотографий XIX – начала XX века чаще всего встречаются снимки армян именно в чухе» [Армяне / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012].

Фото из архива Инги Аракелян

Фото из архива Инги Аракелян

На ещё одной фотографии из семейного архива Инги изображена мать её дедушки Хосровадухт Товмасовна, родившаяся в 1896 году. На снимке ей 17 лет. Рядом с Хосровадухт сидит её мать. Рассказ об этой фотографии — одна из историй изгнания армян Агулиса.

Хосровадухт Товмасовна с матерью. Фото из архива Инги Аракелян

Хосровадухт Товмасовна с матерью. Фото из архива Инги Аракелян

«Прабабушка вспоминала, что они под угрозой смерти бежали из Агулиса, — рассказывает Инга. — Трое суток, днём и ночью, убегали от турок. Она даже была вынуждена оставить годовалого ребёнка в горах… Поскольку турки преследовали армян и находили их по плачу детей».

Армяне Агулиса. Фотографии из семейного архива Инги Аракелян