Музей «Дом на набережной»: главное дело Тамары Тер-Егиазарян
Мы открываем серию публикаций совместно с музеем «Дом на набережной». Первая статья посвящена жизни его создательницы Тамары Тер-Егиазарян. Благодаря ей здание бывшего Дома правительства стало центром сообщества, где сохраняется история целой эпохи.
Фотопортрет Т.А. Тер-Егиазарян. 1926 г. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
Тамара Андреевна Тер-Егиазарян — основатель и первый директор музея «Дом на набережной». Она родилась 23 февраля 1908 года в Баку в семье приказчика. Её детство было счастливым до гибели отца во время массового уничтожения армян. Тогда Тамаре было 9 лет.
Семья с четырьмя детьми бежала в Астрахань. Вскоре от тифа умерли мама и сестра.Тамара вместе со второй сестрой и братом оказалась в приюте. Их нашёл и взял на воспитание старший брат Михаил Андреевич Тер, председатель Нижегородского исполкома.
Фотография Т.А. Тер-Егиазарян с братом и сестрой. 1912-1913 гг. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
Михаил часто ездил по стране, работая на разных ответственных должностях. Тамара Андреевна рассказывала, что после переезда в Екатеринбург их поселили в знаменитом Ипатьевском доме. В то время она не подозревала, что еще недавно произошло в этих стенах. Она запомнила лишь играющих в теннис артистов столичного МХАТа, которые приехали в город на гастроли. Впечатление было настолько ярким, что ракетка и мячик в дальнейшем сопровождали ее всю жизнь. Последнюю теннисную партию Тамара Тер-Егиазарян сыграла в 88 лет.
Фотография брата Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, Михаила Андреевича Тер-Егиазаряна. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
В 1926 году брата перевели в Москву. Тамара Андреевна поступила на энергетический факультет Плехановского института, где познакомилась со своим первым мужем Суреном Вартановым и после получения диплома уехала с ним обратно на Кавказ. К сожалению, их семейная жизнь не сложилась: темперамент Тамары Андреевны не вписывался в традиционный уклад кавказской жизни. В 1931 году, вскоре после рождения сына Анри, она вернулась в Москву к старшему брату, который к тому времени получил квартиру в Доме Правительства напротив Кремля. Так Тамара Андреевна стала одной из первых жительниц знаменитого дома, где прожила долгую жизнь и стала частью его истории.
«Я — человек по натуре общественный, активный, и никак не смогла смириться с ролью бессловесной домохозяйки при муже. Поэтому и вернулась с ребеночком в Москву. К брату, естественно, который к тому времени за свои заслуги перед партией получил квартиру в том самом Доме на набережной. Дом только заселялся, и мы были среди первых его жильцов. Жизнь там показалась мне сказкой! Во дворе была первая в Москве механическая прачечная, свой продуктовый магазин и столовая, где можно было заказать обед, и даже такая неслыханная роскошь, как закрытые теннисные корты».
Фотопортрет Т.А. Тер-Егиазарян с первым мужем Суреном Вартановым, 1926 г. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
Будучи по образованию инженером-электриком, Тамара Андреевна долгое время работала в Мосэнерго, а во время войны руководила главным комитетом Министерства авиационной промышленности СССР. Её плодотворная работа была отмечена медалью «За трудовую доблесть» и Орденом Красной Звезды.
Во время войны Тер-Егиазарян познакомилась со вторым мужем Александром Григорьевичем Сидоровым. Он был одним из видных деятелей меховой промышленности в стране, начальником Главного управления Министерства заготовок СССР. Супруги прожили вместе 40 лет.
Фотография Т.А. Тер-Егиазарян на террасе загородного дома в кресле из ротана. 1960-е гг. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
Знакомство Тамары Тер-Егиазарян с музейной деятельностью состоялось после окончания войны, когда её знакомая, Надежда Алексеевна Пешкова (вдова сына Горького Максима Пешкова), привлекла ее к созданию музея А.М. Горького. Тамара Андреевна очень увлеклась этой идеей. В свободное от работы время она изучала личную библиотеку Горького, расшифровывала его корреспонденцию, разбирала архив фотографий. Ей посчастливилось познакомиться со многими блестящими писателями и другими деятелями искусства. С некоторыми из них, например, со Львом Кассилем, Тамара Андреевна сохранила теплые отношения на долгие годы. К сожалению, в то время не удалось открыть музей. Это случилось только в 1965 году.
После выхода на пенсию в 1963 году Тамара Андреевна посвятила себя «общественной работе по месту жительства»: она стала членом домового комитета. К 1960-м годам бывший Дом правительства превратился в огромную коммунальную квартиру, где проживало более 4000 жителей. В прошлом роскошные квартиры вмещали в себя по несколько семей, а сам дом требовал капитального ремонта. Тамара Андреевна помогала с расселением переполненных помещений и, по возможности, добивалась их перепланировки в отдельные небольшие квартиры. Она помогала нуждающимся соседям получать финансовые пособия, продукты и лечение.
Фотография Т.А. Тер-Егиазарян в рабочем кабинете музея «Дом на набережной», 1980-1990-е гг. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
Тамара Тер-Егиазарян рассказывала, что всегда воспринимала свой дом не как памятник архитектуры или «мрачный призрак тоталитаризма». Она по-настоящему любила его, чувствуя и понимая, что история здания — наследие «штормового XX века», связавшего в один узел множество судеб. Так рождалась идея уникального музея, посвященного не отдельному событию или человеку, а всему дому и его жителям.
«У меня появилась мысль о создании музея истории Дома, посвященного невинно репрессированным людям. Я стала записывать рассказы жителей нашего Дома, а когда встал вопрос о помещении для музея, мне помог Николай Каманин. При его помощи и помощи маршала Жукова я сумела получить помещение бывшего Красного уголка».
Отрывок из заявления или выступления Т.А. Тер-Егиазарян. Черновики. Автограф. 1995 г. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
Еще одной веской причиной создания музея стали события второй половины 1980-х годов. Тамара Андреевна, как и многие, предчувствовала конец эпохи и понимала, как важно сохранить её свидетельства для потомков. Стремление нашло отклик у многих жителей дома. 81-летняя Тамара Андреевна объединила неравнодушных соседей. Так стал зарождаться музей. В подъездах появились объявления с просьбой не выбрасывать старые вещи и документы. Жильцы стали приносить типовую мебель 1930-1940-х годов, предметы быта, семейные реликвии и фотографии. Параллельно шла работа в архивах и библиотеках: составлялись списки жителей, уточнялись их биографии. Первоначально инициатива не встретила энтузиазма властей, но с помощью публикаций в прессе и сбора подписей жильцов дома, имена которых были известны по всей стране, Тер-Егиазарян удалось заручиться общественной помощью и поддержкой городской администрации.
1-й музейная встреча «История микрорайона и строительство дома». Слева направо: Т.А. Тер-Егиазарян, А.Я. Зеленков, М.С. Сергеева, Е.И. Перепечко, И.Э. Эйгель. 12.11.1989 г. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
В ноябре 1989 года в комнате Красного уголка открылась экспозиция народного музея «Дом на набережной». Вскоре в первом подъезде дома было выделено отдельное помещение для музея.
Со временем о музее «Дом на набережной» стали узнавать: наладилась экскурсионная деятельность, выпускались буклеты и брошюры, организовывались выставки, проводились тематические встречи с беседами об истории дома и судьбах его жителей. Тамара Андреевна особенно гордилась созданием «Гостиной литературного наследия дома» — общедоступной библиотеки с книгами его жителей и книгами о них.
На протяжении 10 лет Тамара Тер-Егиазарян была не только директором музея, но и его источником вдохновения. Её часто можно было встретить во дворе дома, спешащей на работу с очередным драгоценным экспонатом или на теннисный корт с ракеткой в руках.
Фотография бывших жителей Дома на набережной на 14-й встрече музея под названием «Дети дома 30-х годов». 13.09.1992 г. Источник: Государственный музей истории ГУЛАГа
В 1998 году в связи с 90-летием Тамара Андреевна получила благодарность за общественную деятельность от мэра города, а в 2004 году была награждена Почётной грамотой «За заслуги перед Городским сообществом» Московской городской Думы.
Тамары Тер-Егиазарян не стало 21 марта 2005 года. Её сын Анри Суренович Вартанов — профессор, известный советский и российский киновед и телевизионный критик — рассказывал, что, даже лежа в больнице после инфаркта, она передавала записки с заданиями для сотрудников. В этом году «Дом на набережной», «главное дело» Тамары Андреевны, отмечает свое 35-летие.
В 2017 «Дом на набережной» стал отделом Государственного музея истории ГУЛАГа. Это единственный в стране музей, посвященный отдельному дому и его жильцам.
Армянский музей Москвы благодарит руководителя отдела «Музей "Дом на набережной"» Олесю Сириченко за подготовку материала и предоставленные фотографии.