Новое слово в детской книжной иллюстрации периода НЭПа: издательство Гавриила Мириманова
Детская конструктивистская литература — яркое и уникальное явление, не имевшее аналогов в истории искусства СССР. Помимо Гослитиздата, «Радуги» и многих других крупных печатных учреждений, нашего внимания заслуживают и небольшие объединения: сегодня мы поговорим об издательстве «На помощь деревне и школе» Гавриила Фомича Мириманова.
Период 1917-1921 годов стал началом становления советской издательской индустрии и временем коренных изменений на книжном рынке. Особое место в это время занимают пропагандистские брошюры, листовки, плакаты и книжные иллюстрации.
Новое правительство за короткое время создает собственную разветвленную сеть распространения книг, понимая силу печатного слова. Появились первые советские издательства, многие частные были объявлены государственными, а книжные фонды страны были национализированы. Несмотря на это, частные издательства продолжали свою деятельность — ради преодоления «книжного голода» в стране. Политика централизации издательского дела привела к созданию в 1919 году Госиздата СССР, под контролем которого были объединены все книжные предприятия.
Весной 1921 года, после принятия новой экономической политики (НЭП), в стране начался масштабный план по ликвидации неграмотности и построению глобальной системы образования. В то же время идея самостоятельного развития народной культуры была отвергнута, поскольку она не соответствовала планам глобализации.
Наиболее заметны эти изменения были видны в индустрии детской книги, которая стала важным инструментом воспитания нового поколения. Одновременно с этими задачами в детской книжной иллюстрации нашли отражение такие важные художественные направления, как кубизм, футуризм, фотография и искусство пропагандистских плакатов.
Издательство «На помощь деревне и школе» Гавриила Фомича Мириманова
Частное издательство Гавриила Мириманова с 1923 года сосредоточилось на литературе для детей разных возрастов. В ранних публикациях структура отличалась от последующих. Например, в одном из первых выпусков издатель поместил отзывы читателей на книги, хотя эта тенденция и не прижилась. Исследователи наследия Мириманова полагают, что это был способ ярко заявить о себе в новой индустрии.
Ежегодно издатель выпускал от 40 до 120 книг, которые были доступны читателям из разных слоев общества. Это были недорогие серии, но очень ярко проиллюстрированные. Такая литература часто находилась в избах-читальнях и народных библиотеках.
Начиная с «Мира сказок», книгоиздатель выработал серийность. Все серии делились по категориям: «Книжка-малышка», «Книжка-картинка», «Книжка за книжкой», «Библиотека школьника», а также отдельные серии: например, раскраски и альбомы для наклеивания картинок.
Часть изданий была предназначена для совместных занятий с воспитателями и родителями, часть — для самостоятельного чтения. Авторами большинства книг были современные советские авторы — Михаил Пришвин, Людмила Веприцкая, Лев Остроумов и многие другие.
Часто издавались сочинения иностранных авторов. Например, произведения Джека Лондона, Генрика Сенкевича, Эрнеста Д′Эрвильи. Печатали и русских авторов прежнего времени — Антона Чехова, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Ивана Тургенева.
К сожалению, об издательстве сохранилось немного информации. Доподлинно известно, что оно существовало с 1917 по 1930 год, а находилось долгое время по адресу: Москва, улица Плющиха, 11. Судьба Гавриила Мириманова и издательства «На помощь деревне и школе» после 1930 остается неизвестной. До сих пор не обнаружен и архив книг, хотя отдельные книги входят в собрания частных коллекционеров.
Во многом сохранению наследия Гавриила Фомича Мириманова помешало его происхождение, принадлежность к старинному армянскому дворянскому роду. Подробнее о Гаврииле Фомиче читайте в нашем материале.
В статье и на обложке использованы материалы из Литфонда
Источник:
Издательство Г.Ф. Мириманова «На помощь деревне и школе». Опыт каталога. Москва: Издательский дом «Арт. Собрание», 2021.