Комитас в воспоминаниях

Комитас в воспоминаниях

Как Комитаса воспринимали его современники? Каким его видели композитором, духовным лицом, музыковедом, педагогом, собирателем народных песен, другом и просто человеком?


Каждое поколение по-разному воспринимало и осмысляло его образ, что прослеживается во всём: от живописи до литературы. Музыковед, композитор и певец, который также был священником. Каким он был человеком?

Исследователи творчества Комитаса часто подчёркивают, что он был не просто гением, но и остроумным и харизматичным человеком с чувством юмора, заботливым учителем и хорошим другом. «Наша любовь доходила до преклонения, мы любили нашего святого отца, как родного человека, – пишет Месроп Маранджян, – он был таким легким в общении, близким, душевным. С нами, детьми, был необычайно дружен. Ведь он сам был ребёнком, непосредственным, с чистой, хрустальной душой... Веселый, остроумный, общительный, резвый...».

 

Комитас в 1890 году. Источник

 

Согомон Согомонян родился в 1869 году в городе Кютахья Османской империи. Его родной город — центр керамической промышленности, которая преимущественно производилась армянскими мастерами. Родители Согомона, Тагуи и Геворк Согомоняны, также были ремесленниками. Отец работал сапожником, а мать ткала ковры. Они оба были одарены прекрасным голосом и были известны среди армян Кютахьи. К сожалению, сын никогда не слышал прекрасного пения матери (она погибла через несколько месяцев после рождения ребёнка).  

Комитас не знал армянского в детстве. Связано это с тем, что в Кютахьи с XIX века было запрещено обучать армянскому языку. В семь лет мальчик начал учиться в начальной школе. После четырёх лет учёбы Геворк отправил маленького Согомона в другой город, но после его смерти сыну пришлось вернуться обратно в Кютахью, где у него больше не было близких.

Жизнь мальчика-сироты была нелёгкой: Согомону Согомоняну приходилось скитаться по городу, спать на улице и искать еду. Хотя родителей он почти не знал, их певческий дар передался: вскоре он прославился своим голосом среди армян Кютахьи. В 1881 году католикос Геворг IV попросил священника Геворга Дердзакяна взять одарённого сироту в Эчмиадзин для обучения в Геворкянской духовной семинарии.

 

Комитас. Источник

 

Католикос был поражён певческими способностями мальчика и решил принять его в семинарию. Согомон пообещал ему выучить армянский язык, чтобы официально поступить в семинарию. Именно во время учёбы он постиг основы армянской музыки и начал активно углублять свои знания.

В начале 1890-х годов Согомонян был назначен дирижёром хора кафедрального собора Эчмиадзина, а также преподавателем музыки в семинарии. Тогда же ему дали имя Комитас в честь армянского поэта и священника VII века. Пять лет спустя великого музыковеда рукоположили в сан вардапета (священника, давшего обет безбрачия).

 

Комитас в 1896 году. Источник

 

Во время учебы в семинарии Комитас влюбился в армянскую народную музыку. Он посещал деревни близ Эчмиадзина, слушал песни и коллекционировал их. В 1895 году Комитас опубликовал первый сборник переложений народной музыки, в которую вошли композиции о любви, колыбельные, танцевальные и свадебные песни. Сейчас это удивительно, но тогда его деятельность вызывала недовольство. Некоторым представителям церкви в Эчмиадзине не нравилось увлечение священнослужителя мирским. Они считали, что эти исследования не несут никакой ценности. Комитаса стали называть «священником, поющим о любви».

 

Комитас в 1895 году. Источник

 

После 1895 года Комитас переехал в Грузию, чтобы изучать принципы европейской музыки и гармонии под руководством известного армянского композитора Макара Екмаляна. Год спустя, под руководством католикоса Хримяна Айрика и при финансовой поддержке армянского нефтяного магната Александра Манташева, Комитас переехал в Германию, чтобы продолжить учиться. Годы, проведённые в Берлине, оказали большое влияние на его профессиональное становление. К этому времени немецкие музыковеды активно занимались исследованиями фольклора и этномузыкологии, что повлияло на армянского композитора.

 

Комитас в 1895 году. Источник

 

Тогда его часто критиковали, ведь «священнику, давшему обет безбрачия, не полагалось переписывать, петь или исследовать “любовные” песни». Это объясняли тем, что он должен был отдать себя не внешнему миру, а только церкви В 1899 году Комитас вернулся в Эчмиадзин и приложил все усилия, чтобы изменить систему образования и музыкальную жизнь. Он продолжал посещать деревни, общаться с жителями и записывать народные песни.

 

Комитас с учениками. 1900 год. Источник

 

С нескрываемой гордостью говорил Комитас о могучей творческой мысли армян. В письме Маргарите Бабаян он пишет: «Оружие нашей мысли и нашего сердца столь прозрачно, столь жизнеспособно, что чужие мысли и сердца должны быть покорены, хотят они того или нет; вот живое оружие, солдатами которого являемся и я, и ты, и все те, кто делает всеобщим достоянием благородную мысль и сердце своего народа, чтобы тронуть ледяное сердце политика, заставить его обратить свой взор на наш жизнеспособный и нужный человечеству народ, на нашу нацию, беречь и заботиться о них»

В 1910-х годах, переехав в Константинополь, Комитас надеялся, что его работы будут восприняты положительно. Хотя деятельность музыковеда активно поддерживала армянская интеллигенция, армянское духовенство продолжало критиковать его подход.

 

Комитас в 1901 году. Источник

 

Комитас занимался широкой просветительской работой: он выступал с лекциями и писал статьи об армянской музыке. Известен эпизод, когда французский композитор Клод Дебюсси после концерта в Париже подошёл к Комитасу, встал перед ним на колени и, поцеловав ему руки, сказал: «Гениальный отец Комитас, я преклоняюсь перед Вашим талантом». Комитас прославился и получил исключительное признание особенно после музыкального конгресса, состоявшегося в июне 1914 г. в Париже. Две его лекции и концерт были не просто тепло приняты, но и вызвали у публики восторг.

 

Комитас в 1901 году. Источник

 

Хотя уже тогда Комитас был считался гением в кругах интеллигенции, для близких он оставался открытым и чутким человеком. Конечно, охватить все дружеские связи Комитаса сложно, поэтому в материале мы рассказываем об одной из самых значимых в его биографии. Близкая дружба Комитаса с Маргаритой Бабаян, известной меццо-сопрано певицей и педагогом по вокалу, практически не изучена.

 

Открытка Комитасу Вардапету от Маргариты Бабаян (та, что сидит) с острова Уайт, сделанная через год после их путешествия там, 1912 год. Фото: Музей литературы и искусства им. Егише Чаренца / EVN Report

 

Впервые они встретились в 1895 году, но дружба между ними завязалась в 1902, когда Комитас дал небольшой концерт в Грузии. Его необыкновенное выступление тронуло Маргариту и привело к их длительной дружбе. Они вместе работали над популяризацией армянской музыки и изданием книг. В 1904 году Маргарита переехала в Париж, но продолжала поддерживать с ним связь по переписке. Со временем их дружба крепла, их переписка становилась более личной и неформальной.

 

Комитас в письмах Маргарите прикреплял зарисовки или писал стишки. Это одно из его писем, написанное детским языком и наполненное юмором. На рисунке написано «А это я». Фото: Музей литературы и искусства им. Егише Чаренца / EVN Report

 

В письмах Комитас оставлял наброски для певицы, рассказывал ей о своих тревогах, мечтах и планах. В 1906 году Комитас отправился в Европу и на несколько месяцев поселился в Париже. Они вместе основали хор и организовывали концерты армянской народной музыки, так как оба были охвачены идеей показать всем великое армянское наследие. По её словам, они всё время вели прекрасные беседы о культуре и музыке.

 

Комитас в 1902 году. Источник

 

Последняя их встреча была в 1914 году. Последнее сохранившееся письмо Комитаса также датируется этим годом. В 1915 году Комитас вместе с другими армянскими интеллектуалами был арестован османскими властями и отправлен в ссылку. Это событие станет началом Геноцида армян. Благодаря вмешательству Генри Моргентау, посла США в Османской империи, и других его турецких друзей Комитаса отправили обратно. Но он уже был травмирован и перенёс нервный срыв. Новости об убийстве его народа османскими властями, маршах смерти, массовых убийствах усугубили его психическое состояние. Сначала его доставили в больницу в Константинополе, а затем в Париж. Он умер в психиатрической клинике в Вильжюифе (пригород Парижа) в 1935 году.


Комитас в воспоминаниях