Артавазд Пелешян и Международный кинофестиваль «Послание к человеку»

Артавазд Пелешян и Международный кинофестиваль «Послание к человеку»

Каждый год проходит Международный кинофестиваль «Послание к человеку». На 34-м МКФ важным событием стала встреча с режиссёром Артаваздом Пелешяном. Пелешян — «человек, перепридумавший законы кино, элементарной частицей кинематографа, какими были Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн». Его вклад высоко оценивали многие не только советские, но и мировые режиссёры и деятели искусства. Это Фрэнсис Форд Коппола и Жан-Люк Годар, Годфри Реджио и Андрей Ужица, певица Патти Смит, философ Поль Вирильо, фотограф Раймон Депардон. Каждый считал и считает, что изобретение армянского кинематографиста изменило законы кино и его нарративные возможности.

Главное изобретение Артавазда Пелешяна — «дистанционный монтаж» — проходят в большинстве киношкол по всему миру. А фильмы демонстрируют на крупнейших культурных площадках, начиная с России и заканчивая Германией. По словам организаторов кинофестиваля «Послание к человеку», для них встреча с великим режиссёром — наиболее важное событие за многолетнюю историю их деятельности. Приз за вклад в киноискусство будет вручен Пелешяну 26 октября на 34-й Церемонии награждения МКФ «Послание к человеку».

 

Артавазд Пелешян. Источник

 

Артавазд Ашотович Пелешян — выдающийся советский режиссёр документального и художественного кино, пик творчества которого пришелся на 1960–1970-е годы. Уже во время учебы во ВГИКе (1963–1968) его фильмы, такие как «Земля людей» (1966) и «Начало» (1967), получили международные награды. Пелешян проявил себя не только как талантливый практик, но и как новатор в теории монтажа, разработав принцип дистанционного монтажа, впервые использованный в фильме «Мы» (1969).

Признание со стороны критиков и кинематографистов пришло к нему в 1988 году, когда фильмы Артавазда Пелешяна начали показывать в других странах. Профессор Сурен Асмикян в эссе «Триумфальное шествие Пелешяна продолжается» (1994) писал, что на фестивале «Окно в Европу» после просмотра фильмов Артавазда Ашотовича благодарили феерическими овациями. В действительности, теория Пелешяна стала в истории кинематографа революционной, хотя он сам долгое время оставался в тени. Журналиста Яна Корнума Ларсена говорила, что Пелешян тогда был «настоящим советским аутсайдером». Сам режиссёр связывал неизвестность своих работ в широком поле с тем, что его просто забывали. В интервью он говорил о том, что не находился под цензурой по тем же причинам: «Мои фильмы никогда не были запрещены. Их просто забывали показывать».

 

Жан-Люк Годар и Артавазд Пелешян. Париж, 1991. Фото: fondationcartier.com

 

Творчество армянского режиссёра Артавазда Пелешяна часто мыслят продолжением идей Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова. Но его теория отходит от принципов, которые были ими заложены. Его дистанционный монтаж позволил разглядеть в этом процессе важную эмоциональную составляющую. В последних теоретических работах он писал: «Я не монтирую звук с изображением. Я монтирую чувство, выраженное звуком, с чувством, выраженным изображением». Подобный подход стал важным для поэтического кино, в котором взгляд нарратора и работа с происходящим выполнена не через текст, художественные средства, образы актёров, но и грамотное сплетение кадров через монтаж.

Михаил Железников о важности Пелешяна в истории кино пишет:

«Кино — искусство визуальное, но описывать его нам приходится словами. Артавазд Пелешян в своих фильмах не пользуется речью, чтобы, как он сам говорил, “сэкономить время зрителей”, но слова нужны для того, чтобы его фильмы описать и попытаться понять.

Его теория “дистанционного монтажа”— это, по сути, отрицание монтажа, изобретением которого так гордился киноавангард 1920-х: попытка соединить кадры не по законам сходства-отличия, а по принципу поэтического родства, которому подчиняются все элементы Вселенной, причем организованными они кажутся нам лишь благодаря повторяемости и цикличности жизни».


На обложке — Артавазд Пелешян. Источник

Артавазд Пелешян и Международный кинофестиваль «Послание к человеку»