О жизни и творчестве поэта и прозаика Аветика Исаакяна
30 октября 1875 года родился поэт и прозаик Аветик Исаакян, чьё творчество занимает важное место в литературном процессе Армении ХХ века. Как разные жизненные обстоятельства отразились в произведениях писателя и какое место в них отведено Шушаник Матакян? Читайте в нашем материале.
Детство, отрочество, Дашнакцутюн
Аветик Исаакян родился 30 октября 1875 году в Александрополе (прим.: ныне Гюмри) в селе Газарапат.
Маленький Аво рос в патриархальной семье, где его окутывали любовью и заботой, особенно бабушка и мама. Именно они привили любовь к литературе с малых лет — из их уст писатель услышал первые сказки и легенды, которые закрепились в основе его будущих идеалов.
Не только семья, но и местность повлияли на формирование его личности — Ширакская долина, полная райских пейзажей, обычаев и традиций, стала одним из мотивов и вдохновением в его творчестве.
Начальное образование Исаакян получил в Арчинском монастыре, затем продолжил обучение в знаменитой Геворкянской семинарии в Эчмиадзине, где его наставником стал Ованнес Ованнисян — один из лучших писателей своего времени. Именно ему юный Аветик Исаакян показал свои первые стихотворения.
В 1893 году 18-летний Аветик впервые покинул родные края, чтобы продолжить обучение — он отправился в Германию и стал вольным слушателем в Лейпцигском университете. Там Исаакян начал изучать философию, антропологию и другие науки.
Европа того времени поразила молодого человека. Высокий уровень жизни, образованность и свобода населения перевернули восприятие действительности Аветика Исаакяна. Такой жизненный уклад был чужд армянскому народу, угнетённому с разных сторон, в частности Османской империей. Где-то кипела жизнь, пока на родной земле она угасала. Писатель не мог смириться с этим, именно тогда в нём проснулись жажда изменений и желание уменьшить страдания своего народа. С этими идеями в 1895 году он вернулся в Армению и, помимо активной литературной работы, участвовал в социально-политической жизни страны.
Аветик Исаакян вступил в ряды революционно-освободительной фракции и стал одним из самых инициативных её участников. Он всеми силами помогал в операциях по передаче помощи добровольцам освободительных походов для защиты восточных земель.
В 1896 году Исаакяна арестовали по подозрению в незаконной террористической деятельности и пропаганде идей против государственной власти Армении. Спустя год прозаика освободили из ереванской тюрьмы, но с тех пор за ним не переставали пристально следить.
В 1898 году Исаакяна вновь задержали за сотрудничество с запрещёнными организациями, однако вместо ареста сослали в Одессу. В 1899 году он присоединился к партии «Армянский революционный союз» (АРС) и стал членом Александропольской организации «Кари». Стихи, посвящённые армянской борьбе за национальную независимость, которые начали публиковаться в журнале «Дрошак» с 1899 года, выходили под псевдонимом «Армянский Гусан».
В 1908 году вместе с 160 прогрессивными интеллигентами Исаакян был арестован по делу «Дашнакцутюн». Он провёл полгода в Метехской тюрьме, где сблизился с Ованнесом Туманяном. Аветик Исаакян был освобождён под значительный денежный залог.
Убийственная любовь
В фабулу творчества Аветика Исаакяна вложены чувства и разбитое сердце — Шушаник Матакян стала главной героиней любовной трагедии в душе писателя. Именно ей посвящено большинство стихотворений в раннем периоде его творчества: «Утеса черного осколок», «Был бы на Аразе у меня баштан», «Извивается дорога». Лирический герой — отвергнутый возлюбленный «с глубокой раной в груди», который не готов покориться судьбе. Бунтующей натуре свойственна сильная страсть, но предательство он простить не в силах. В поэзии Аветика Исаакяна звучат темы разлуки, тоски и измены, а любовная драма изображается противопоставлением безумного порыва и жестокости дамы сердца.
В одном из писем 1904 года Аветик Исаакян пишет: «... Любить? я не люблю тебя; Ненавидеть? Я тебя не ненавижу. Ты просто есть в моей душе — словно тоска, как тяжелая мечта, как катастрофа. Я хочу уничтожить тебя, растерзать на тысячи и тысячи кусочков, хочу тебя убивать, убивать, убивать — вдохнуть в тебя жизнь — сотворить тебя , и снова уничтожать, и так до Бесконечности. Но я не в силах, я не такой. Вся моя сущность пропитана добротой... А самое горестное, знаешь что? Я всё ещё нахожусь в твоем капкане. Что мне делать, как освободиться? Порой моя ненависть к тебе будто с глубиною в море. А временами люблю тебя так сильно, что готов ноги твои целовать. Вспоминая прошлое, я становлюсь безумным вихрем. Не ищи в моих строчках особенного смысла и ничего не ищи. Я пишу тебе в исступлении, словно сумасшедший. Знай, я до самой смерти не посвящу тебе ни строчки, и больше не посмотрю в твои глаза. Бог тому свидетель...», заканчивает Исаакян письмо словами: «...Я тоже сожгу тебя в себе. Ты умерла, умерла, целую тебя, оплакивая твою могилу...».
На обложке — Аветик Исаакян. Источник
Текст подготовила Манэ В.