Азат Гаспарян: «Я с трех лет знал, что стану актером»
13 августа родился заслуженный актер Армении Азат Гаспарян, известный многим зрителям по роли в мелодраме Нерсеса Оганьяна «Механика счастья». Рассказываем о его отношении к своим ролям и двум ключевым работам из фильмографии.
«Говорят, что есть птица по имени Азат, как только она чувствует сеть, в которую её хотят поймать, сердце тут же взрывается. Ни один зоопарк в мире не может показать эту птицу».
— из интервью Азата Гаспаряна.
Для Азата Гаспаряна всегда было принципиально важно работать на площадке без какого-либо принуждения, ощущая достаточно свободы. В одном интервью он сказал, что актер подобен птице и не может находиться в клетке. Это сравнение ярко отражает его подход к профессии:
«Я не люблю, когда меня заставляют или ограничивают на площадке. Тем более, что соглашаться на роль, которую ты не хочешь играть, в пьесе, которая тебе не нужна, само по себе является принуждением. Нечто важное умирает от такого подхода».
Гаспарян всегда подходил к выбору ролей с осторожностью, соглашаясь играть исключительно тех персонажей, которые были ему близки на идейном уровне. Например, он подчеркивал, что никогда не смог бы работать с Сергеем Параджановым, потому что актер должен не просто сыграть роль, он обязан отобразить чужой внутренний мир и глубину. В молодости таким героем стал для него поэт Егише Чаренц в фильме Фрунзе Довлатяна «Рождение». Актёр часто переосмыслял опыт работы над этим сложным образом:
«Чаренц — один из самых трагических персонажей, которых я играл. В фильме „Рождение“ представлен лишь эпизод из его жизни, но и за это время он сплёлся со мной: я понимал его поэтический мир. Я представил достаточно полный образ поэта, страдающего солдата своей родины, человека, глубоко погружённого в трагедию армянского народа».
Сюжет картины «Рождение» раскрывает события, связанные с установлением советской власти в Армении в 1920-е годы:
«В фильме „Рождение“ показано то, с чего приходилось начинать советской власти в Армении. Нужно было залечивать кровоточащие раны, вливать эликсир жизни в отчаявшихся людей, заботиться о хлебе насущном… Ярко воссоздается атмосфера первых месяцев строительства новой жизни в Советской Армении».
В фильме Егише Чаренц противопоставляет себя писателям, для которых поэзия важнее, чем политика. Герой Азата Гаспаряна произносит призывные слова, обращенные к армянской интеллигенции с предложением вернуться обратно в Армению. Этот эпизод становится одним из самых ярких в фильме, отражая сущность Чаренца, глубоко обеспокоенного судьбой своей Родины.
Образ Чаренца, созданный Гаспаряном, воплощает его буйный характер, дерзость и уверенность в каждом слове. Однако в другой картине актёр создаёт совершенно иной характер, полную противоположность молодому поэту. В фильме Нерсеса Оганьяна «Механики счастья» Азат Гаспарян предстает в амплуа тихого и умного человека, чей голос остаётся незамеченным окружающими:
«Знаете, как тяжело было создавать Рубена из “Механики счастья”? Его не понимают, его не слушают, хотя он очень умен. Когда в жизни простого человека появляется любовь, она возвышает и облагораживает его».
Предлагаем вам посмотреть фильм «Механика счастья»:
На обложке — кадр из фильма «Боже зачем».