Исчезновение тараза? Народный костюм и его тени в искусстве

Исчезновение тараза? Народный костюм и его тени в искусстве

На первый взгляд создается впечатление, что тараз стал «умирать» в ХХ веке, но это не так. Процесс шел медленно, уходили элементы, нарушалась логика костюма, пропадал его язык. Если в XV веке по одежде можно было определить социальное положение женщины и даже узнать, сколько у нее было детей, то уже в XVIII веке украшения и орнаменты утратили скрытый смысл и постепенно превратились в элементы декора. О том, как это случилось, сегодня расскажет историк и культуролог Нарине Эйрамджянц на примере образцов живописи и литературы.


В растерянные девяностые прохожие на улицах Еревана часто встречали высокую женщину средних лет в необычном длинном платье из тонкой шерсти. Прохожие понимали, что это был самый настоящий национальный костюм. Однако кое-что их особенно удивляло. Хотя, что может быть удивительнее женщины в настоящем старинном платье, шагающей по улице, как ни в чем не бывало?

На ней не было самого главного узнаваемого элемента — прозрачной белой вуали. В те годы именно она ассоциировалась с армянской одеждой.

А также с грузинской, осетинской и сотней других. Дело в том, что представления о национальных костюмах у всех народов СССР формировались на основе того, что люди видели на сцене, на выступлениях ансамблей. Но сценический костюм был сильно обобщен, во многом оторван от своего прототипа.

И вот, шла по Еревану смуглая женщина средних лет в прекрасном домотканом платье, состоящем из нитей цвета охры и обожженной глины. Звали ее Люсик Агулеци. Это ее имя носит новый этнографический музей в Ереване. Коллекцию эта удивительная женщина собирала много лет сама. А тогда она была единственной женщиной в народном костюме на улицах растерянного от безвременья города.

Люсик Агулеци.

Что же такое тараз? Что считать «настоящим» народным костюмом, а что нет? Одни специалисты объясняют, что в каждом регионе костюм был свой, другие — что, несмотря на внешнюю разницу, костюмы имели общую систему символов. Между тем, обыватель ХХ века считал народным всё, что отличалось от современной одежды, не отличая изысканные туалеты знатных горожан от грубой одежды деревенского жителя. В конце концов, все женщины в прошлом так или иначе покрывали голову, а мужчины носили похожие по крою темные архалуки.

Основное же представление о «народной» одежде складывалось по сценическому костюму, в основе которого как раз лежало городское платье, и народным оно, по сути, не было. Человек из XIX века был бы очень удивлен, увидев, как она поет простую деревенскую песню. А для граждан из ХХ века это было естественно.

Портрет Натальи Теумян 1830-40 годов, художник Акоп Овнатанян.

Самый знаменитый женский портрет из Национальной галереи Армении — портрет некой знатной горожанки, предположительно из Тифлиса, Натальи Теумян. Мартирос Сарьян назвал ее «армянской Джокондой».

На молодой женщине, казалось бы, народный костюм — но это только на первый взгляд. Если бы она осталась с непокрытой головой, мы бы не отличили Наталью от обычной благородной дамы XIX века из любой страны. Собственно, от тараза остался только тканый пояс и белая вуаль. Тикин Теумян носит обычное модное платье. На ней корсет и кринолин, что немыслимо для тараза. Сравним ее наряд с одеждой на портрете Шушаник Надирян.

Портрет Шушаник Надирян 1840-50 годов, художник Акоп Овнатанян.

Шушаник одета в красное платье, поверх которого — серебристый, видимо, атласный женский архалук, форма пышной юбки держится за счет кринолина. На груди и по краю разреза на рукавах видна белая окантовка.

Но обратите внимание на рукава и сравните их с предыдущим портретом. У Натальи платье с обычным рукавом, практически современным. У Шушаник рукава разрезаны, точнее, не прошиты, они зафиксированы у запястья специальными браслетами и крепятся петлёй, которая надевается на палец. Полноценный архалук не может иметь такой юбки — или мы не видим расходящиеся полы из-за пышности ткани, или от настоящего архалука осталась только верхняя часть.

Саломея Овнатанян, супруга художника Акопа Овнатаняна.

На картине сверху отчетливо видно, что синий архалук надет на золотистое платье.

Нужно отметить, что архалук сам по себе не является армянской одеждой. Его носили во многих странах. Каждая культура вносила что-то свое в один и тот же шаблон: менялась манера подпоясывать ткань, цвета, вышивка.

Крестьянки не всегда носили архалук. Вот как были одеты женщины из лагеря для беженцев под Эчмиадзином. Их портреты выполнил Вардгес Суренянц.

Такая манера повязывать платок в деревнях сохранялась еще очень долго.

«Маро, девушка из Мокка», художник Вардгес Суренянц, 1915.

Арпеник Налбандян «Колхозница в час отдыха», 1947.

Художник Вардгес Суренянц, 1915.

На девушке справа — фартук, деталь, которую аристократки избегали. Между тем, на богатых крестьянках можно было встретить фартуки из дорогих тканей с вышивкой золотом.

Крестьянкам было легче сохранять тараз в обиходе. Они не ходили на балы, не листали модных журналов.

Потому идея надеть корсет под старый добрый архалук не приходила им в голову. Вот как это выглядело:

«Молодая женщина из Шатаха», художник Вардгес Суренянц, 1915.

Это портрет реальной женщины, родом из Шатаха, которая оказалась среди перемещенных во временный лагерь под Эчмиадзином. На ней архалук — вот так он выглядит без корсета и кринолина.

Портрет Мариам Кони Шаламян, 1897, художник Енок Назарян.

Еще один портрет городской дамы. Корсет тут заметен, а кринолина — нет, складки юбки мягко спадают вниз. Заметны полы архалука и шнуровка на груди.

Что же влияло на тараз помимо журналов мод? Одним из важнейших аспектов стало женское образование. Девочки посещали гимназии, где менялся не только их внешний вид, но и представления о манерах.

Мать в таразе и три ее дочери. Карикатура о сватовстве, журнал Хатабала, 1907.

Важнейшей чертой старого национального костюма была способность охарактеризовать его владелицу. Он должен был сообщать о социальном статусе, положении в обществе. Армянская литература XIX показывает нам, что знаковые сигналы были утрачены уже тогда. Так, в пьесе Габриэла Сундукяна «Переполох» молодой человек Георгий Масисянц возвращается в родной город после длительного отсутствия и встречает очень красивую молодую женщину, Наталью.

Георгий был покорен ее красотой. Девушка заходит в дом его знакомого, купца Замбахова, и Георгий принимает Наталью за его дочь. Оказывается, она замужем за купцом. Если бы ее костюм отличался от девичьего, бедный Георгий не стал бы свататься к барышне Замбаховой.

В наши дни мы часто вносим элементы национального костюма в современную одежду. Это касается не только украшений или орнамента, но и кроя. Конечно, в зависимости от того, насколько уместно он смотрится на общем фоне. В наши дни мало кого удивит одежда, стилизованная под старину. Или даже платье, очень похожее на настоящее домотканое платье Лусик Агулеци, которая смело ходила в самом настоящем народном костюме, когда-то было чем-то необычным.


Исчезновение тараза? Народный костюм и его тени в искусстве