Письма из Кабула: рассказы английских миссионеров об армянах Афганистана. Часть 1

Письма из Кабула: рассказы английских миссионеров об армянах Афганистана. Часть 1

Мало кто знаком с историей армян в Индии и Бактрии, с их положением в обществе, традициями и достижениями. Они пришли в эти области по суше, через Персию, и прочно обосновались во всех центрах торговли задолго до прихода в страну каких-либо европейских предпринимателей. Однако следует отметить, что первые армяне Афганистана не создавали постоянных поселений и не основывали колоний. Они были перелетными птицами родом из священной араратской земли. В первой части нашего материала мы познакомимся со свидетельствами иезуитских священников о жизни армянской общины в Кабуле XVII-XIX веков. 


Сэр Эдвард Маклаган, специалист по истории иезуитских миссий в Индии, в своей книге «Иезуиты и великий могол» пишет, что Бенедикт Гоес, пересекая границы страны Кафиристан в 1603 году, слышал рассказы, которые заставили его поверить в то, что там могут быть христиане, и это убеждение было подтверждено в работе отца Кирхера «China Illustrata», опубликованной в 1667 году. Спустя несколько лет священники в Индии узнали от нескольких армян, приехавших в Агру из Кабула, что немусульманские жители Кафиристана носят на лбу начертанный крест (escripta) и, вероятно, когда-то были христианами. Воодушевленные перспективой расширить свое влияние, иезуиты в Агре получили разрешение отправиться с миссией в Кафиристан, и эта задача была возложена на отца Грегорио Ройса. Следовательно, армяне жили в Кабуле в 1670 году, задолго до правления Надир-шаха или Ахмад-шаха.

Об истории этой изолированной колонии известно очень мало, хотя Кабул, как и другие города Индии и Востока, находился под церковной юрисдикцией обширной индоиранской епархии, штаб-квартира которой находилась в Джуге, армянском пригороде Исфахана. По-видимому, вплоть до тридцатых годов XIX века в Кабул регулярно направлялись священники из Джуги, но из-за безразличия прелатов, духовное благополучие этой маленькой общины не принималось во внимание среди фанатиков, восседавших на епископской кафедре. В результате, небольшая паства, которая к тому времени сократилась примерно до тридцати семей, осталась без священника, их покойные были лишены ритуала погребения, а дети — таинства крещения.

Кабул начала XIX века. Источник: explore/first-afghan-war

В отчете Пешаварской миссии иезуитов за 1870 года имеется весьма интересное приложение под заглавием «Некоторые сведения об армянских христианах в городе Кабуле». Сообщается, что в городе Кабул тогда проживало восемнадцать армян-христиан, шесть мужчин и двенадцать женщин. Один мужчина получил образование в Пешаварской миссионерской школе и хорошо владел английским языком.

Преподобный Йозеф Вольф в 1832 году, во время службы в армянском храме, писал, что проповедовал на персидском языке. Правительство Кабула много лет разрешало небольшой общине армян исповедовать христианство в собственной маленькой церкви. И всё же, они часто страдали от политических переворотов. В таком неопределенном положении они не смогли оказать большого влияния на распространение христианства, но порой они направляли в Пешавар своих людей, которые впоследствии были крещены.

Армяне рассказывали иезуитам, что однажды они крестили новообращенного из мусульманства при примечательных обстоятельствах. Афганский грабитель пробил дыру в крыше армянской церкви, спустился вниз и собрал все серебряные сосуды с намерением украсть их. Но, пытаясь подняться через отверстие в крыше церкви, он трижды упал. Полагая, что Всевышний осудил кражу, афганец сдался армянам и попросил о крещении.

Рассказ преподобного Дж. Н. Аллена о посещении армянской церкви в Кабуле в 1842 году особенно интересен:

Я отправился навести справки о небольшой общине армянских христиан, о которой я слышал от моего друга, преподобного Дж. Пиготта, который ухаживал за двумя армянскими детьми, когда посетил Кабул в 1839 году в качестве капеллана Бомбейской армии под командованием лорда Кина.

После недолгих расспросов мы обнаружили их на улице в Бала-Хиссаре, ведущей от ворот Джелалабада. Мы прошли по переулку и свернули в небольшой дворик, окруженный зданиями и заставленный предметами их ремесла. Маленькая дверца вела из двора в церковь, маленькое темное здание. Вскоре я обнаружил, что храм устлан коврами и содержится в чистоте, по-видимому, с большой тщательностью. Его фасад был обращен на восток и запад, а в восточной части находился алтарь, увенчанный небольшим изображением Святого семейства, сильно затемненным дымом и пылью. На алтаре стояли шесть серебряных подсвечников, два маленьких серебряных креста и два экземпляра Святого Евангелия. Перед алтарем, без поручней, стоял небольшой письменный стол, на котором лежала книга с ежедневными молитвами на армянском языке.
Наши проводники показали мне том с Евангелием на армянском и еще один с Посланиями, а также маленькую карманную Библию на английском языке с застежками Оксфордского издания, которая, как мне показалось, была куплена у индуса. Они заявили, что прибыли в Афганистан вместе с Надир-шахом, и тогда среди них было двести семей, но теперь их число сократилось до четырех — всего тридцать пять человек. Они зарабатывают на жизнь изготовлением ширазского вина и перегонкой крепких напитков. Они сказали, что им многое пришлось вытерпеть от афганцев и что они часто подвергались тяжелым поборам.

Богаты они или нет, сказать невозможно. В этом месте чувствовалась бедность, но мужчины и женщины, которых я видел, были хорошо одеты. Если они богаты, что, я думаю, вполне вероятно, с их стороны было бы крайне неразумно выставлять это напоказ. Я был очень тронут, обнаружив тусклую искру христианства посреди такой кромешной тьмы, и искренне молился, чтобы дыхание Святого Духа раздуло ее в яркое и чистое пламя, которое могло бы просветить окружающие народы.

Источник: Britannica.

3 октября того же года Дж. Н. Аллен отправился в город, чтобы крестить нескольких армянских детей. Придя в церковь, он обнаружил, что все было подготовлено к ритуалу, а перед алтарем стоял большой таз с теплой водой. Она была перелита в большой глиняный кувшин, который хранился как священный. После службы друзья священника пожелали осмотреть иконы, кресты и реликвии на алтаре. Им сказали, что они могут зайти за ограду, если снимут с пояса мечи. Когда их спросили, почему они остались в Кабуле, они ответили: "Как мы можем оставить нашу Церковь?"

Так проповедник завершает рассказ о крещении детей по имени Секундер и Мириам:

Прощайте, думал я, уезжая, прощайте, братья во Христе, среди всего, что может быть невежественным и суеверным, в вас остается приверженность таинствам и почтение к христианским учителям, что вселяет в меня надежду на то, что есть любовь к Господу. Вероятно, мы больше не встретимся на этой земле, но я буду тешить себя надеждой встретиться с вами там, где мы больше не будем смотреть сквозь темное стекло.

В то время как десятки священников ежегодно отправлялись в Индию и на Восток, армяне, живущие в Кабуле, были лишены духовного утешения, но они не впадали в отчаяние несмотря на то, что не были богаты, как их более удачливые братья по религии в Бомбее, Сурате, Калькутте, Дакке, Сингапуре и Батавии.


Редакция благодарит автора телеграм-канала о культуре Афганистана Kabul_thinker за предоставленные материалы.

Письма из Кабула: рассказы английских миссионеров об армянах Афганистана. Часть 1