Расцвет армянской общины в Иране. Новая Джульфа в XVII веке
В XVII веке армяне Джульфы были переселены против своей воли на территорию Ирана. В мировой истории событие получило название «Великий Сургун» (в пер. с арм. «Великое Изгнание»). Вынужденная миграция привела к необходимости интегрироваться в процессы иранского общества, что вскоре усилило положение армян и сделало их самой влиятельной общиной в период правления Аббаса I. В этой статье мы рассмотрим расцвет общины: влияние на экономику страны, развитие дипломатических отношений с Европой.
В период правления шаха Аббаса I армянский квартал Новая Джульфа был важным звеном в экономической и политической деятельности Ирана. В это время многие немусульманские общины могли подвергаться гонениям, но армяне и армянская христианская церковь были защищены со стороны правящей власти. Как пишет исследователь Е.М. Родионова, Шах Аббас «дружил с армянами и почитал их, особенно джугинцев», разделяя с ними пищу, а также приглашал армян «к себе домой, к столу своему, и воздавал им почести наряду с вельможами своими, и своим нахарарам (вельможам) наказал поступать также».
Многие знатные персы посещали армянские церкви и крестные ходы в дни крупных христианских праздников и приглашали европейских путешественников присоединиться к шествию.
За первые 100 лет существования Новой Джульфы было построено около 24 церквей. Первой стала церковь Сурб Акоп, возведённая на главной площади в 1607 году, а последней воздвигнули церковь Святого Нерсеса на проспекте Назар в 1669 году.
Квартал Новая Джульфа был основан в 1606 году, когда персидский шах Аббас I переселил в Иран армян из Восточной Армении. Большая часть была из Джульфы — города, расположенного на берегу Аракса. Переселение армянского населения было связано с их умениями и навыками. Целью персидского шаха было возрождение империи, а армянские купцы и мастера стали важными звеньями в его политике. Это сразу обеспечило армянскому населению больше прав, если сравнивать с положением других общин. С 1606 года они жили на отдельной территории и не ассимилировались с местными населением. Армяне, хотя и перенимали персидское, стремились сохранять свои обычаи, начиная с костюма и заканчивая языком. Некоторые историки говорят, что во времена Аббаса I армяне были одной из наиболее влиятельных общин.
Армянские купцы сразу стали частью первого иранского посольства в Венеции в 1607 году. Это был далеко не единичный случай, когда армяне из Новой Джульфы занимали важное положение в иранской политической системе. Даже после 1661 года, в период упадка, они продолжали представлять интересы правительства в качестве персидских послов по всей Европе.
Они также основали «Армянскую торговую компанию Новой Джульфы», которая занималась не только торговлей, но и выполняла дипломатические поручения в европейских странах и в Российской Империи. Эти армяне были элитой, пользующейся расположением Шаха Аббаса. Армянских купцов тогда называли «ходжа», что с персидского языка переводится как «высокопоставленный человек» или «сановник». В Новой Джульфе они выступали как меценаты, поддерживающие развитие армянской христианской культуры. Было воздвигнуто больше десятка церквей, 13 из которых действуют и сейчас.
Новая Джульфа была построена как полностью христианский армянский пригород столицы. Он был защищён не только от посягательств со стороны мусульман, но и от католических миссионеров, действовавших в Исфахане. Высокий статус армян обеспечивал их определённой защищённостью не только законодательно, но и со стороны действовавшей власти, которая лояльно относилась к общине. Так было практически до середины XVII века.
Первая церковь в Новой Джульфе, церковь Сурб Акоп, была воздвигнута в 1607 году. В том же году, ещё до того, как квартал был полностью построен, Саркиса из Новой Джульфы отправили в Венецию в качестве посла шахской династии Сефевидов.
Внутреннее убранство храма Сурб Акоп. Источник
Армяне Новой Джульфы занимали важное место в торговых отношениях Ирана с Европой. Ещё до обоснования на исфаханских землях джульфинские армяне торговали шёлком, но тогда они не обладали влиянием, которое появилось с вынуждением переселением. Флорентийские, генуэзские и еврейские купцы вели учет сефевидского шёлка, экспортированного в Европу иранскими купцами в период с 1487 по 1500 год (большая часть была из Новой Джульфы).
Исследователи-иранисты считают, что большая часть международной торговли в тот период находилась в руках джульфинских армян. Серебро и шёлк обеспечили общине возможность существовать и развиваться в более лояльных условиях, а также влиять на экономику, так как они экспортировались в Европу. Европейцы приобретали от 200 000 до 250 000 килограммов шёлка в год, из которых 80% поставлял Иран.
Также армянские купцы развивали импорт и привозили «всевозможные сукна из Европы, из Англии и Голландии». Эти товары невозможно было найти на местных рынках. Армяне, бывавшие в других странах, стремились перенести увиденное из мира искусства и моды в свою жизнь. Историк Е.М. Родионова упоминает следующий эпизод: «Купец Аветис, увидев европейскую живопись, по возвращению в Джульфу надоедал епископу и монахам, чтобы ему позволили разрисовать церковь».
Внутреннее убранство Собора Святого Христа Всеспасителя. Источник
Свои дома жители Новой Джульфы украшали на армяно-персидский манер, хотя на стенах можно было увидеть картины кисти французских, английских и других художников. Армянская община сохраняла уклады, но перенимала общие черты и нравы страны, в которой находилась. Исследователь С.В. Тер-Аветисян отмечал, что жилища джульфинских армян синтезировали армянское и персидское: «Чувствовалось влияние персидской культуры, языка, образа жизни, искусства».
В следующем материале расскажем об армянской общине в Тегеране и особенностях храмов в этом городе.
На обложке — Храм в Новой Джульфе. Источник
Источники:
Родионова Е. М. Армяне в культурной жизни Ирана XVII века // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №37. Источник
Папава В. Иранские армяне в период династии Пехлеви (1925–1978) // Караван: электронный журнал. 2019. № 72. C. 99–130. Источник
Хачикян Ш. Л. Армянское купечество Новой Джульфы и его роль в армяно-русских торговых отношениях (XVII– XVIII вв.): дис. канд. ист. наук. Ереван, 1984. 166 c.
James B. Armenian Christians in Iran: Ethnicity, Religion, and Identity in the Islamic Republic. Cambridge, 2019. 312 p.