Артемий Айвазян и джаз в Армении

Артемий Айвазян и джаз в Армении

10 октября в Армянском музее Москвы музыковед Фёдор Софронов прочитал лекцию «Армянский джаз. Начало». Мы решили предоставить вам возможность не только послушать лекцию, но и прочитать её на нашем сайте в сокращённом варианте.


 

Фёдор Софронов в Армянском музее. Источник

 

История раннего джаза не так хорошо известна. Из всех бывших союзных республик наиболее счастливая судьба у него сложилась в Армении. Хотя именно армянский джаз зародился позже. Первая запись датируется 1939 годом, а, например, первая и единственная запись узбекского джаза ― 1935-м годом.

В 1930-е годы звукозапись в СССР была делом, в первую очередь, квотированным. Поступало распоряжение записать определённое количество оперетт, классики и так далее. В 30-е годы джаз вполне себе поощрялся в качестве развлекательной музыки. Сохранились прекрасные армянские записи, которые запечатлели армянских исполнителей народного и классического направления. Новая волна джазовой музыки зародилась в Ереване, в столице Советской Армении, примерно в 1935 году.

 

Валентин Парнах. Источник

 

Кратко напомню, что джаз был привезён в Советскую Россию в 1922 году поэтом, переводчиком и музыкантом Валентином Парнахом, который заинтересовал джазовой музыкой Всеволода Мейерхольда. На отправленные Мейерхольдом средства он купил музыкальные инструменты, ноты аранжировок. Всё это Парнах привёз в Москву, где выступал с джазовыми номерами. Сначала в здании современного ГИТИСа, а потом уже и в Театре Мейерхольда.

 

Статья Валентина Парнаха. Источник

 

На протяжении 20−30-х годов джаз активно развивался. Поскольку джаз ― это искусство открытого типа, он свободно скрещивался с фольклором. В одной из самых первых книг, написанной в 30-е годы о джазе, было написано следующее: «Советским инструментаторам и участникам джаз-ансамблей открывается широкое поле творческих исканий. Они могут кое-что заимствовать из приёмов зарубежного джаза, но много ценного должны заимствовать из народной музыки.

Советские исполнители народных деревянных духовых инструментов отлично владеют искусством многообразно варьировать данную мелодию, импровизировать на её основе. Такие свободные импровизации найдут место и в пьесе для джаза, особенно в обработке народных песен и танцевальных мелодий». Это высказывание оказалось пророческим для истории джаза в бывших советских республиках.

 

Ереван в 1939 году. Источник

 

3 ноября 1939 года ― точная дата, когда появилась первая армянская джазовая грампластинка. На этикетке пластинки написано «Родина», но официальное название песни в нотах другое ― «Цвети, родимый край». Эта миниатюра сочетает элементы танго и марша. Музыка написана Артемием Айвазяном, о котором я сегодня и буду рассказывать. Вернёмся в 1936 год, когда начал формироваться первый джазовый оркестр в Армении. Количество музыкантов, которое могло играть такую музыку в Ереване, было весьма ограниченным.

В 1938 году по постановлению Совета Министров Армянской ССР создаются разные коллективы. По образу и подобию РСФСР было решено создать Государственный джазовый оркестр Армении. Это дело поручают Артемию Айвазяну, который как раз возвращался в Ереван, чтобы поставить оперетту под названием «Тапарникос». Она известна под русским названием «Восточный дантист».

 

Артемий Айвазян. Источник

 

Артемий Айвазян ― одна из самых интересных личностей в истории армянской музыки. Он был талантлив как композитор, как виончелист, как дирижер, как аранжировщик народных мелодий. Выходцем из знатного рода, сыном образованных родителей. Отец Айвазяна, хотя и работал юристом, всё равно занимался музыкальной критикой и литературными переводами. Мать была пианисткой, с раннего детства учила сына играть на фортепиано и других музыкальных инструментах. Из всех музыкальных инструментов Айвазян выбрал виолончель и поступил в Тифлискую консерваторию. После её окончания в 1923 году Артемий Айвазян поступил в консерваторию в Москве, которую окончил в 1932 году, а в 1935 ― стал аспирантом.

 

Александр Спендиаров. Источник

 

В 1933 году виолончелист Артемий Айвазян стал лауреатом Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Это был первый исполнительский конкурс исполнительский в СССР. Айвазяну удостоился второй премии. Но Артемию Айвазяну всегда было мало виолончели. Ещё в Тифлисе он занимался у выдающегося композитора Спендиарова композицией и писал много музыки для виолончели. Эти произведения Айвазяна до сих пор исполняют, так как они отличаются высокой степенью виртуозности и армянским национальным колоритом.

 

Эгон Петри. Источник

 

До завершения аспирантуры Айвазян успел поработать с самыми разными людьми. В частности, он выступал с выдающимся немецким пианистом Эгоном Петри, где исполнил сонаты Бетховена и Брамса в Малом зале филармонии.

Об этом времени Айвазян писал следующее: «В начале 30-х годов мои инструментальные произведения уже печатались в Москве, приобретались и охотно исполнялись виолончелистами Москвы, Ленинграда и других городов. У меня появилось много концертов, и я без труда перешёл с маргарина на сливочное масло. Более того, добрался я и до колбасы. Однако всё это не принесло бы мне никакого удовлетворения, если бы не один счастливый случай. В Москве проживал некто Павел Павлович Коган. Он не был музыкантом, но обладал тонким вкусом, большой интуицией и громадным организаторским талантом. Он умел находить все лучшее и ходкое. Лучшие из артистов Москвы мечтали попасть к нему под его опеку. Удалось попасть к нему и мне. Это было большим счастьем. Всё было поставлено на солидную ногу. Я разъезжался своими концертами по крупнейшим городам нашей страны. О концертах извещали прекрасно выполненные литографические афиши… Это были месяцы, когда я с наслаждением погружался в композиторскую работу».

 
 

Новым этапом для него стал 1938 год, когда Совет Министров поручил создать джаз. Айвазян давно мечтал об исполнении музыки более лёгкого жанра. Несмотря на то, что он сочинял серьёзную музыку, ему хотелось чего-то такого, что будет близко любому слушателю. В иронической манере Артемий Айвазян пишет: «Я решил испробовать свои силы в лёгком жанре. Но этот легкий жанр, судя по всему, обещал оказаться для меня жанром весьма тяжёлым. Я твёрдо решил создать коллектив необычный, колоритный и национальный в своей основе. Это была более чем сложная, я бы сказал, экспериментальная работа. Это дело не имело никаких традиций, я не располагал никакими примерами, которые помогли бы мне встать на правильный путь. Тогда в Закавказье вообще не существовало эстрадного жанра. Кроме того, мне хотелось сделать джаз жизнерадостным, живым, подвижным и театрализованным».

 

Кинотеатр “Москва” и ереванские модницы. Источник

 

Первое выступление нового коллектива состоялось в саду «Флора», там, где находится сейчас Дом камерной музыки. Из воспоминаний Айвазяна известно, что сад был плохо освещён, а зрительный зал ― «безмолвен и абсолютно пуст». Первые концерты успеха у публики не имели. Так было до показа армянского искусства в Москве, где их музыку высоко оценили.

С того момента джаз тотчас был включен в программу декадных концертов. Вот что писал Александр Мелик-Пашаев в газете «Советский музыкант: «Все музыкальные номера джаза театрализованы, исполняются легко, непринужденно и воспринимаются с большим интересом».

 

Артемий Айвазян слушает Арама Хачатуряна. Источник

 

Итак, спустя 80 с лишним лет, окунаясь в обстановку того времени, невозможно без волнения подумать о том, какой огромный успех ожидал джаз Айвазяна именно в Москве. Не получив в Ереване первоначально никакого признания, поскольку эта музыка была тогда непонятной для публики, в Москве они покорили всех и были удостоены бурных оваций. Каждый номер принимали с восторгом. С 1939 года джазовый оркестр стал эпохальным, гастролируя по всем республикам СССР.

 

Артемий Айвазян. Источник

 

В 1948―1949 годах Айвазян уже редко дирижировал. Он поручал это другим и осуществлял только художественное руководство, писал песни и аранжировки. В джазе также участвовали танцоры, что соответствовало моде 40-х годов. Дело в том, что эталоном джаза был Леонид Утёсов, который позаимствовал идею театрализации у Теда Льюиса, чьё выступление видел в творческой командировке в 28-м году. Все джазовые ансамбли Советского Союза, желая походить на Утёсова, театрализовали свои представления.

 

Теа–джаз под управлением Леонида Утёсова и Якова Скоморовского, 1928 год. Источник

 

В 1956 году подходит к концу эпоха Артемия Айвазяна в Государственном джазовом оркестре Армении. Руководство переходит к Константину Орбеляну, который пробыл на должности до 1990-х годов.

 

Артемий Айвазян. Источник

 

О причине ухода из оркестра известно из письма Айвазяна: «Я стал утомляться, да и здоровье не позволяло мне вести столь бродячий образ жизни. К тому же появилось много трудностей. И кончилось это тем, что во время второй Декады армянского искусства в 1956 году в Москве, вышестоящим инстанциям я подал весьма краткое заявление следующего содержания: “Прошу освободить меня от должности художественного руководителя джаза, которую занимал 19 лет”».


На обложке — Артемий Айвазян. Источник

Артемий Айвазян и джаз в Армении