Неизвестный Дон Аскарян

Неизвестный Дон Аскарян

В контексте армянского кинематографа имя Дона Аскаряна является фактически неизвестным, а его работы не так широко исследованы. Мы находим краткие упоминания об этом режиссёре, но чем он так важен в разговоре о кино после Сергея Параджанова? Какие особенности киноязыка этого кинематографиста мы можем выделить?


О биографии режиссёра и сценариста Дона Аскаряна известно не так много. Он родился в 1949 году в Степанакерте, а в 1967 году переехал в Москву, чтобы изучить историю искусств в Московском государственном педагогическом институте. На режиссёрском факультете он никогда не учился, весь путь Аскаряна в кино складывался на киноплощадках, где он был ассистентом старших коллег, а также из насмотренности. Это важно учитывать, потому что киноязык режиссёра отличается своеобразным ведением наррации, где каждый кадр выстраивается как отдельный миф. Основное, что он извлёк из работы с другими кинематографистами — следование собственной интуиции и верность чувствам. Позже Дон Аскарян скажет: «Все мои работы направлены на поиск правды».

Хотя он и является лауреатом многих международных премий, включая Венецианский кинофестиваль, он всё равно остаётся неисследованным режиссёром.

 

Дон Аскарян. Источник

 

Вероятно, неизвестность Дона Аскаряна связана с тем, что за всю свою карьеру он снял лишь несколько фильмов. Другая причина связана с вынужденной эмиграцией режиссёра в Западную Германию, где и были созданы все его произведения. Почему это важно учитывать в разговоре о Доне Аскаряне? Обстоятельства и желание свободы привели его в европейский контекст, который сильно отличался от советского. Хотя он и имел больше возможностей в Германии, счастья ему это не принесло, так как везде Дон Аскарян оставался чужим.

Отторванность от своей земли привела к серьёзному внутреннему разлому, о котором он много рефлексировал через кинематограф. Это тоска по родным краям, к богатой истории страны, наполненной легендами, а также острое переживание трагических страниц своего народа. Всё это вплеталось в ткань фильмов Аскаряна через ускользающие от зрителя сновидческие образы.

Каждый план в его фильмах — отдельная легенда или история, которая соединяется с другой, но может существовать и отдельно. Часто эти кадры статичны, будто зритель смотрит на оживающие картины или иконы, как подмечает киновед П.Янзен. Можно сказать, что работы армянского режиссёра больше похожи на кинематографическую археологию памяти и исследование трагедии. Произведения Дона Аскаряна будто построены через зрительское узнавание и требуют интерпретирования через личный опыт. Любая его картина, даже про великого композитора и музыковеда Комитаса, через образный ряд и смыслообразующие визуальные коды ведёт диалог с зрителем об общем переживании трагедии.

«Аветик» — фильм-медитация или фильм-поэма, погружающий наблюдающего в подсознание автора. Дон Аскарян снял эту работу в Берлине, где тоска и отчаяние переполняли его, а образ Армении всё дальше отдалялся и размывался в памяти. Создание кино — это попытка зафиксировать то, что может от тебя ускользнуть или быть передано забвению. Камера, монтаж, костюмы, пейзажи и звук — всё это позволяет сконструировать иное пространство, где легенды могут существовать в одной линии с воспоминаниями о Родине. Кино Аскаряна восходит с технической стороны к методам Пелешяна и Параджанова, но преломляет их в собственной интерпретации. Его кино представлено через язык снов и легенд, где почти нет слов. Мимика актёров статична, но весь трагизм будто угадывается зрителем без дополнительного пояснения.

 

Дон Аскарян. Источник

 

Упомянутая вневременность важна в его картинах, чтобы показать цикличность всего вокруг. Киновед Петер Янзен писал, что в фильмах Дона Аскаряна есть вера в жизнь, которая не высказана зрителю прямо, но представлена через вновь шелестящие листья, расцветающие цветы и красоту каждого мгновения.


На обложке — Дон Аскарян. Источник

Неизвестный Дон Аскарян