Шимон Холлоши — талантливый живописец и выдающийся педагог
Шимон Холлоши — венгерский живописец армянского происхождения. Стремление к реализму и импрессионизму, а также уникальная методика обучения искусству сделали его одним из самых знаменитых венгерских художников. Именно благодаря наблюдениям живописца за повседневной жизнью людей и желанию передать это все в искусстве, картины Холлоши стали неповторимыми.
Шимон Холлоши родился 2 февраля 1857 года в городе Сигет в Австрийской империи (сейчас — Сигету-Мармацией в Румынии) в армянской семье. В 1875–1876 годах учился в Будапеште в Училище натурного рисунка. Уроки ему давал знаменитый венгерский художник Берталан Секея — создатель исторических картин и портретов знаменитостей того времени. В 1878 году Холлоши поступил в Мюнхенскую академию художеств, где проучился до 1882 года.
Шимона Холлоши можно назвать представителем реализма и натурализма. Он был сильно воодушевлен работами Густава Курбе — одного из основоположников реализма. Поэтому в своих картинах Холлоши стремился передать крестьянский быт и общественно значимые сюжеты из жизни народа. Часто он отказывался от темных тонов и изображал занимательные сюжеты.
Однако Шимон Холлоши был не только выдающимся художником, но и талантливым педагогом. В 1886 году он открывает свою художественную школу в Мюнхене, которая вскоре становится всемирно известной. В нее съезжались около 60 учеников из Германии, Польши, России и Венгрии. Холлоши обучал таких знаменитых художников как Михаил Латри (внук Ивана Айвазовского), Владимир Фаворский, Мстислав Добужинский, Игорь Грабарь, Дмитрий Кардовский, Иван Билибин и многие другие.
Российский художник и педагог Владимир Фаворский писал в своих воспоминаниях:
«Когда я начал рисовать у Холлоши, он стал довольно резко критиковать меня, указывая, что я занимаюсь перечислением пятен, что мои рисунки не цельны, нет общего, и детали не входят в целое. Поэтому он требовал от нас прежде всего наброска, в котором были бы схвачены основные моменты движения, отношения масс... Главным моментом, на котором останавливалось наше внимание, это была цельность. Цельное видение натуры... пространственная выразительность... Единственной пластической темой был человек, его форма, всегда в простых позах и строгих постановках. Прежде всего, обращалось внимание на цельность восприятия и на цельность изображения».
Другой ученик Шимона Холлоши, БорисТерновец, отмечает в письме своему отцу:
«И если существует ряд проблем, для каждой области особых (например, перспектива, краски в живописи и т.п.), то не надо забывать, что основной материал, над которым ты работаешь, остается все тот же самый — это человеческое тело; понять, изучить, ясно представить себе конструкцию головы и фигуры человека — это основная задача как для живописца, так и для скульптора, без решения которой невозможно искусство».
В своей академии Холлоши не обучал единому стилю рисования, так как интересы его учеников были абсолютно разные. Он делал акцент именно на конструкции рисунка, графике и строении частей тела. Считал, что основа рисунка — это построение формы, а не освещение и тон.
В своем преподавании художник придерживался принципа обрубовки, который открыл немецкий живописцец Альбрехт Дюрер. Он предполагает использование простых геометрических форм в сложных конструкциях. Поначалу ученики Холлоши рисовали голову в виде коробки и только потом добавляли элементы лица: нос, глаза, губы и так далее. Это позволяло наглядно понять конструкцию головы и облегчить процесс обучения.
С 1896 года каждое лето художник преподавал в окрестностях города Надьбанью (позднее — в Тячеве), так как считал, что для реалистичного рисунка необходимо наблюдать за местностью и повседневной жизнью людей. Он обращался к приемам пленэрной живописи и предпочитал светлые колоритные рисунки. Со своими учениками Холлоши изучал природу, обыденность и современную жизнь. Художник стремился передать некую искренность, действительность, крестьянский быт и нравы тех времен.
Самая известная его картина — «Лущение кукурузы», где изображена любовная игра крестьянки и ее ухажера. Это произведение знаменитого Холлоши можно отнести к жанровым сценам с ноткой юмора. Для художника было очень важно передать настроение героини и ее мысли через изображение.
Также в своей еще одной популярной картине «Мечты» автор изобразил женщину с цветами, которая задумчиво смотрит в сторону. Портрет очень удачно передает чувства героини и ее переживания. Девушка как будто отрешена от реальности, и это пробуждает желание человека проникнуть во внутренний мир героини.
С 1904 года Шимон Холлоши преподавал в городе Тячев, где и скончался 2 мая 1918 года в возрасте 61 года. С конца XIX века и до последних дней Холлоши писал картину «Марш Ракоци», передающую революционные мотивы того времени. Он так и не успел ее закончить, однако сохранилось множество эскизов и этюдов.
Подготовила Ирина Билян
Обложка: Хорошее вино. Шимон Холлоши, 1884 год. Из коллекции Венгерской национальной галереи
Источники: Тихомиров А. Н., Шимон Холлоши и его русские ученики, «Искусство», 1957
Д. Перова, Н. Гомберг, «Венгерская национальная галерея»