Интеллектуалы без государства: Мадрасский кружок
В далеком детстве, сидя за прочтением романа Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней», меня сильно удивило, что в описании Бомбея вдруг появляются армяне. Тогда я и подумать не мог, что в далекой Индии были армяне, и они были кем-то значимыми. Индийские армяне сыграли не последнюю роль в армянском освободительном движении. В конце XVIII века они создали патриотический кружок, разработав проект армянской конституции. Речь идет о Мадрасском кружке.
Расстояние между Индией и Армянским нагорьем на первый взгляд довольно велико. Каким образом армянская диаспора появилась в Индии? И почему армянская интеллектуальная жизнь била ключом именно в Индии, а не в Европе?
Рассказ следует начать с потери независимости армянских государств. Расцвет и упадок армянского царства пришелся на XI век. При Гагике I Армения была на пике своего развития. Однако после его смерти усилилась борьба за престол, а вслед за этим и ослабло государство. Сначала Армения подчинилась Византии, а затем точку в возникновении централизованного государства поставили сельджукские завоевания. Киликийская Армения продержалась дольше, но фактически пала в конце XIV века. Отсутствие государства побудило многих армян к миграции и образованию новых диаспор.
Однако как армяне проделали свой путь в Индию? Ключевую роль в этом сыграл персидский шах Аббас. В ходе постоянных турецко-персидских войн шах посчитал лучшей тактику «выжженной земли». Шах Аббас счел целесообразным обезлюдить эти районы, чтобы обезопасить свои западные границы от возможных армяно-османских сговоров. Попутно во время депортации был разорен важный торговый центр Закавказья — Джуга. Шах одновременно избавился от конкуренции и забрал с собой умелых купцов и торговцев. В итоге несколько сот тысяч армян были депортированы в Персию.
В Персии депортированные купцы основали новый город — Нор Джугу, в память о прежнем городе. Нор Джуга вскоре становится новым торговым центром, и именно отсюда начинают распространяться армянские торговые связи, в том числе и в Индию.
Армяне Индии были купцами, которые начиная с XVII века пробирались на восток из Нор-Джуги. Они конкурировали с крупными европейскими державами на пути к основанию колоний и накопили в процессе немалое богатство. По крайней мере, часть этих богатств была использована для более крупных национальных целей, таких как строительство церквей и школ, а также, что особенно важно, для книгопечатания.
Одним из городов, в котором появилась сильная армянская диаспора, был Мадрас. Мадрас был портовым городом и торговым центром на Юго-Восточном побережье Индии, что делало его идеальным местом для армянских купцов. Неслучайно именно в этом городе в конце XVIII века начнет выходить первая в мире армянская газета.
Армянские предприимчивые купцы пробрались в Индию и делали там состояния, но как некоторые из них стали интеллектуалами, способными на написании конституции?
XVIII век известен как «Эпоха Просвещения». В это время писали и творили многие известные философы и ученые: Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Вольтер и многие другие. В XVIII веке их имена произносятся во всех прогрессивных кругах, а их труды (и наряду с этим наследие европейской политической философии) читают и изучают высшие слои общества во всей Европе.
Связь Европы с Индией была очень большой из-за торговли. По этой причине идеи Эпохи Просвещения проникли в армянские круги, особенно в круг состоятельных людей, которые могли себе позволить вчитываться в книги и посвящать время написанию книг.
Именно эти идеи вкупе с мечтой о национальном освобождении объединили видных армян Мадраса — наиболее известными и ценными были Мовсес Баграмян и Шаамир Шаамирян. Оба деятеля не были рождены в Индии: Шаамирян прибыл в Индию из Новой Джульфы, а Баграмян переместился в Индию из Арцаха вместе с Иосифом Эмином, где и присоединился к Шаамиру.
В период между 1772 и 1783 годами в Мадрасе было опубликовано несколько книг на классическом армянском языке (грабаре). Эти книги ясно отражают беспокойство армян диаспоры, связанные с ассимиляцией и потерей идентичности. Именно поэтому первой книгой, написанной в рамках кружка, была книга «Նոր տետրակ որ կոչի հորդորակակ» или ««Новая книга, называемая увещеванием»» авторства Акопа Шаамиряна.
Книга отражает мышление и чаяния Мадрасской группы и, по сути, представляет собой подробный отчет о том, кто такие армяне, каковы их корни и история и, что более важно, куда движется нация после потери государственности и жизни не только под оккупацией, но и в диаспоре.
В одной из глав автор перечисляет названия всех армянских городов и сел в том виде, в котором они существовали в 1700-х годах.
За пределами того, что в книге считается «Хайоц Ашхархом» или армянским миром, перечисляются общины армянской диаспоры в Молдове, Польше, Трансильвании и Крыму. Общее количество армянского населения оценивается в чуть более 5 миллионов человек.
С первой страницы Шаамирян и другие авторы объясняют причины такого издания и подчеркивают важность усилий, направленных на то, чтобы новое поколение армян не потеряло бдительность и не стало на путь ассимиляции.
В книге также дается подробное описание армянской истории и предпринимается попытка проанализировать, почему армянский народ потерял свою государственность. Основными причинами потери суверенитета авторы видели в коррупции и самодержавном характере власти. Это не оставлялов органах управления места способным людям .
Пути решения этих проблем вполне соответствуют духу времени. Авторы говорили о необходимости образования, открытия школ, повышения национального самосознания среди молодежи.
Примерно в то же время, когда был опубликован «Նոր Տետրակ», Мадрасский кружок представил еще одну книгу. Она называлась «Որոգայթ Փառաց» — «Вызовы славы».
Написанная Шаамиряном и опубликованная в Мадрасе в 1773 году книга «Որոգայթ Փառաց» не только разработала проект будущей конституции свободного и независимого армянского государства, но и создала свод подзаконных актов, по которым диаспора должна была управлять собой до создания такого государства.
Впервые в истории Армении именно Шаамирян призвал к «конституционной республике» как лучшему способу поддержания демократии и равенства в свободной Армении его мечты. Очень подробно Шаамирян объясняет, как «президент должен избираться народом на трехлетний срок, и президент должен быть главой исполнительной власти».
Далее говорится, что будущая армянская республика должна «гарантировать свободу совести и приложить все усилия, чтобы отделить церковь от государства». Обращаясь к своим читателям, Шаамирян говорит: «Граждане, не вмешивайтесь в дела церкви. Духовенство, не вмешивайтесь в дела гражданские».
Переходя к административным вопросам, он призывает к тому, чтобы «все высшие государственные чиновники избирались народом. Страна должна иметь постоянную армию численностью 90 000 человек, а государственный бюджет должен формироваться за счет различных форм налогообложения, исходя из принципа, что богатые должны отдавать больше, чем бедные».
По другим вопросам «Որոգայթ Փառաց» призывает покончить со старой иерархией и заменить ее демократическим обществом с равенством для всех, где каждый армянин, и особенно живущий в диаспоре, будет делать ежегодный финансовый взнос в единый национальный фонд.
«Все граждане должны иметь равные права. Поступки должны быть важнее рода. Верный пастух, защищающий свое стадо от волков, — лучший человек, чем ленивый князь», — писал Шаамирян в 1773 году.
Но то, что они создали, было не просто умозрительной концепцией. Мадрасская группа также учредила специальный фонд, созданный за счет прямых благотворительных пожертвований общины для создания школ, сохранения национального наследия и культуры и «обеспечения того, чтобы армяне диаспоры не были потеряны вследствие ассимиляции».
Создав представление о том, каким они видят будущее государство, Шаамирян и его товарищи по Мадрасской группе также поняли, что, хотя армяне должны мобилизовать свои собственные усилия, они не смогут создать свободную Армению без посторонней помощи. Для них ключ к созданию такого государства лежал в союзе с императорской Россией и соседней Грузией — христианскими странами — наряду с активной помощью и поддержкой армянских князей Нагорного Карабаха или меликов, как их называли в то время.
Важно отметить, что первые архитекторы независимого армянского государства считали, что Нагорный Карабах был таким же ключевым вопросом, как и сегодня, с той лишь разницей, что именно Армения нуждалась в помощи.
Мадрасский кружок состоял из очень целеустремленных и ярых армян. Так, один из ее членов, купец по имени Ходжа Григор, предложил отдать все свое личное состояние на финансирование освобождения Армении от иностранной оккупации при условии, что это начинание получит поддержку Святого Престола Эчмиадзина. Однако Эчмиадзин неохотно давал свое благословение революционному движению против Османской Турции и Персии, которые были в статусе сверхдержав региона.
Негативная реакция армянской церкви на деятельность Мадрасского кружка была отчасти оправданной. Симеон Ереванци, тогдашний католикос, рассматривал светские идеи просвещения как вредные для авторитета церкви. Ведь армянская церковь оставалась единственным институтом, объединяющим всех армян в отсутствии собственного государства. Выступления против двух могущественных империй, по мнению церкви, были слишком опасны. По этой причине в 1776 году католикос публично осудил Мовсеса Баграмяна (который был отлучен от церкви и отправлен в ссылку) и написал Шааамиряну назидательное письмо, в котором приказал ему закрыть Мадрасскую типографию и уничтожить имеющиеся экземпляры «Նոր Տետրակ». Мадрасская группа прекратила свою печатную деятельность до смерти католикоса Симеона в 1780 году.
Мадрасская группа также предложила финансовую помощь Иосифу Эмину, видному члену армянской общины Индии, который провел большую часть своей взрослой жизни в Англии и постоянно ездил по России и Грузии, для организации освободительного движения.
В более поздние годы Эмин в своих мемуарах, отражая свое разочарование отсутствием прогресса, пишет: «Наш народ проливает свою кровь и слезы за кусок хлеба. Но как только несколько человек богатеют, они всегда подвергаются давлению со стороны чужаков, потому что у нас нет сил, чтобы дать отпор, и страны, которая стояла бы за нами».
Армяне Индии разбирались в современной политической мысли эпохи Просвещения, выходившей из Европы. Кроме того, они были достаточно амбициозны, чтобы составить план управления независимой Арменией — той, которая появится на картах только через полтора столетия.
Историк, переводчик Андроник Папян