Таирян, Шустов и арбун: история армянского коньяка
Армянский коньяк — это не просто напиток, а достояние народа и символ страны. О создании легендарного армянского напитка, роли российского бизнесмена в его популяризации, а также о том, почему совсем скоро национальный коньяк будут называть «арбун» — в нашем материале.
Создателем армянского коньяка считается купец Нерсес Таирян. В 1877 году по совету своего кузена Василия Егоровича Таирова — винодела армянского происхождения — Нерсес основал завод в подвалах разрушенной после землетрясения Эриванской крепости. Поначалу на заводе изготавливались только водка, дошаб (уваренный виноградный сок) и вино, а с 1887 года начали производить и коньяк. Нерсес Таирян основывался на французской технологии производства напитка и использовал шарантский аппарат (оборудование для двойной перегонки спирта), который сам же привез из Франции. Однако его коньяк отличало то, что купец использовал именно армянские сорта винограда.
Нерсес Таирян был уже не молодой, и справляться с таким большим количеством работы ему становилось сложнее. Поэтому в 1899 году русский предприниматель Николай Шустов, который возглавлял самую знаменитую на тот момент алкогольную фирму «Н. Л. Шустов и сыновья», выкупил завод. Шустов периодически расширял свое производство: открывал новые цеха, пункты и хранилища для выдержки спирта.
Предприниматель также активно занимался продвижением. Например, реклама его продукции была на пароходах, журналах и на первом московском трамвае. Шустов даже нанимал поэтов, которые сочиняли стихи и песни про его коньяк, и размещал их в газетах. Продажи коньяка повысились после спектакля в Малом театре при постановке пьесы Островского «Бесприданница», где одна из актрис во время выступления просила передать ей шустовский коньяк. Это вызвало огромный интерес, так как в печатной версии произведения такой коньяк, конечно же, не упоминается.
Интересна история продвижения напитка в крупных городах Европы. В начале ХХ века армянский коньяк был не так сильно популярен за рубежом. Молодые пары, которых нанимал сам Шустов, ходили в рестораны и заказывали шустовский коньяк. Узнав, что коньяка нет, мужчина извинялся перед своей дамой, устраивал скандал во всем ресторане и говорил, что больше никогда не вернется в это заведение. Эти истории попадали в европейские газеты. Такой хитрый рекламный ход сильно повысил продажи, так как рестораны начали закупаться коньяком Шустова.
Однако на этом бизнесмен не останавливается и отправляет экземпляр нового коньяка на Всемирную выставку в Париже. Коньяк назывался «Фин-Шампань Отборный» и был разработан талантливым технологом Мкртичем Мусинянцем. Это была слепая дегустация, во время которой жюри не видели ни название, ни производителя напитков. Коньяк обладал настолько высоким качеством и непревзойденным вкусом, что его наградили Гран-при.
По закону «коньяк» — это только тот напиток, который производится во французском городке «Cognac», а все остальные крепкие напитки из винограда должны называться «бренди». Однако Шустовский коньяк настолько понравился жюри, что те дали право писать на бутылках именно «коньяк». Таким образом, шустовский коньяк — единственный в мире, который мог именоваться коньяком.
Но после того, как в 2003 году Армения вступила во Всемирную торговую организацию, ей запретили использовать на бутылках слово «коньяк», которое указывает на географическое название французского города. Поэтому с 2032 года армянский «коньяк» будет окончательно переименован в «арбун» (от арм. «опьянеть»). Название придумало правительство Армении.
Многие исторические личности также были любителями армянского коньяка. Например, Николаю II периодически отправляли коньяк в императорский двор. Он говорил: «Изысканный коньяк, господа, рекомендую!». Но самым ярым поклонником этого напитка был Уинстон Черчилль. Он считал, что армянский коньяк улучшает его здоровье, и говорил: «Никогда не опаздывайте к обеду, курите гаванские сигары, пейте армянский коньяк!». Каждый день он выпивал по бутылке своего любимого пятидесятилетнего коньяка «Двин».
В Советское время существовал Винно-коньячный трест «Арарат», главным заводом которого был Шустовский. Трест был настолько большим по площади, что Максим Горький говорил: «Наверное, легче подняться на гору Арарат, чем выйти из подвалов «„Арарат”».
Трест просуществовал до 1948 года. Шустовский завод переименовали в «Ереванский винный комбинат», а чуть позже открыли новый «Ереванский коньячный завод». До 1991 года «Ереванский коньячный завод» занимался купажом продукции, в то время как все остальные заводы — выдержкой и выкуркой спирта. Однако экономическая ситуация в начале 90-х в Армении приостановила производство алкогольной продукции, поэтому «Ереванский коньячный завод» был продан французской транснациональной корпорации «Pernod Ricard», которая вкладывала миллионы долларов на восстановление производства. А «Ереванский винный комбинат» переименовали в «Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат Арарат». В его старом корпусе сейчас открыт музей, который привлекает очень много туристов по всему миру.
Во времена СССР коньяк изготавливался по единой технологии советского ГОСТа. Однако после распада Советского Союза Стандартом Республики Армения было решено, что настоящим армянским коньяком считается только тот напиток, который проходит все этапы изготовления только в Армении. Виноград в основном добывают в Араратской долине, где 300 солнечных дней в году.
Армянский коньяк отличает мягкий привкус сухофруктов, шоколада и ванили, так как выдерживают напиток в бочках, сделанных из армянского дуба. Ну и, конечно же, вкусная родниковая вода и климат Араратской долины отлично сказываются на вкусе и качестве коньяка.
Подготовила Ирина Билян, студентка РУДН
Источники: brandy.am, kulturologia.ru, pressunity.org, inestyle.ru, araratbrandy.com