Как «читать» клейма на иконе священномученика Владимира Амбарцумова?
Есть и у армян, среди расстрелянных на Бутовском полигоне, свой мученик — иерей Влади́мир Амбарцу́мович Амбарцу́мов. Корни семейства Амбарцумовых восходят к армянскому роду Амбарцумянц. Отец — Амбарцум Григорьевич (Егорович) Амбарцумов, почётный гражданин города Шемахи Бакинской губернии, благотворитель, сподвижник основателя обучения глухонемых в России Фёдора Рау, основатель и владелец частной школы для глухонемых в Саратове. Мать — Каролина Андреевна Кноблох, немка по происхождению, лютеранка по вероисповеданию.
Иерей Владимир Амбарцумов был настоятелем храма Святителя Николая у Соломенной сторожки. В 1937 году арестован и заключён в Бутырскую тюрьму. Священник обвинялся в том, что был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников и проводил контрреволюционную работу, направленную к свержению советской власти и реставрации монархического строя в СССР, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 и 11 УК РСФСР».
Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 года постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять». Отца Владимира убили на Бутовском полигоне под Москвой. На запросы родных власти отвечали: осуждён на 10 лет без права переписки.
В августе 2000 года архиерейским собором Русской православной церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века Владимир Амбарцумов причислен к лику святых в чине почитания — священномученик.
Среди потомков священномученика Владимира Амбарцумова много служителей православной церкви, а его внучка — игумения Иулиания (Мария Каледа) — настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве, на Пречистенке.
Вся жизнь в 12 эпизодах
После канонизации и прославления святого была написана икона — согласно традициям иконографического канона. Вместе с тем, иконописцы постарались придать житийной иконе ещё и документальные характеристики. На иконографической конференции, проходившей в Александро-Невской лавре в 2014 году, эта икона была признана одним из лучших образцов житийных икон в современной иконографии.
Давайте разберём все двенадцать клейм на этой иконе вместе и узнаем, о чём идет речь. Сначала читаем верхний ряд слева — направо.
1. Верхнее левое клеймо — «Детство в благочестивой семье»
Композиция называется «избранничество отрока». Здесь изображены сам священномученик в детстве и его родители, а также братья и сёстры. Родители склонились к сыну, а остальные дети — чуть в стороне. В руках у отрока Владимира книга, вероятно Евангелие. Его семья была — верующей. Отец содержал частную школу для глухонемых детей, а в роду матери были христианские миссионеры, пострадавшие за проповедь христианства. Каролина Андреевна вышла замуж за Амбарцума Григорьевича из сострадания к овдовевшему отцу троих детей.
2. Второе клеймо в верхнем левом углу — «Чудесное вразумление об отъезде из Германии в Москву»
Изображён Ангел, который ведёт юношу за руку. Будущий священномученик одет в ученическую одежду, в руках — поклажа. На заднем фоне слева — вокзал Берлина и поезд. Справа — Россия, куда отправляется из Европы юноша. В композицию клейма включены, кроме традиционных горок, приметы XX века — рельсы, паровоз. Этот эпизод жития повествует о том, как однажды в Берлине, где учился отец Владимир, произошло удивительное событие. Проснувшись, юноша-студент глубоко ощутил необходимость возвращения домой. Он успел купить билет и вернуться на одном из последних поездов, уходящих в Россию накануне Первой мировой войны.
3. Третье верхнее клеймо — «Глубокое изучение Евангелия в христианском студенческом кружке»
Мы видим на переднем плане священномученика Владимира, стоящего на коленях у аналоя с Евангелием. Руки его смиренно в принятии воли Божией сложены на груди как перед Причастием. На заднем плане в изображённых на иконе архитектурных элементах читается Московский университет и башня Кремля. Слева — группа студентов. Студентка-девушка облачена в красную мантию. В верхнем левом углу — благословляющая десница. Этот эпизод жития повествует о тех временах, когда будущий священномученик обучался на физико-математическом факультете Московского университета. Он стал активным деятелем студенческого христианского кружка, где познакомился с Валентиной Алексеевой — своей будущей женой. В начале 20-х годов Владимир Амбарцумов станет председателем Центрального комитета Христианских студенческих кружков, существовавших по всей России.
4. Четвёртое верхнее клеймо — «Беседы с отцом Валентином Свенцицким. Переход в Православие»
Клеймо написано по аналогии с клеймом «Беседа святителя Алексия с преподобным Сергием» иконы Дионисия «Святитель Алексий, митрополит Московский». На заднем плане изображён храм Святителя Николая «Большой Крест» на Ильинке, снесённый в 1934 году. Отец Валентин служил в этом храме. Протоиерей Валентин Свенцицкий сыграл большую роль в жизни и воцерковлении отца Владимира. В возрасте 33 лет Владимир Амбарцумов принял православную веру.
Далее читаем клейма в боковых частях иконы — слева направо
5. Левый ряд, второе клеймо — «Предсказание о священстве блаженной старицей Марией Дивеевской»
Воцерковившись, Владимир Амбарцумов отправился в Дивеево и Саров с паломнической группой. Согласно семейному преданию, будущий священномученик встретился в этой поездке с блаженной Марией Дивеевской, предсказавшей ему будущее священство. Здесь она изображена сидящей у себя в простой келье у стены. В левом нижнем углу — Владимир Амбарцумов внимает пророчеству блаженной. В верхнем углу справа — благословляющий Христос Спаситель. На заднем фоне архитектурный элемент — барабаны и купола Преображенского собора города Глазова, где в скором времени будет рукоположен Амбарцумов.
6. Правый ряд, второе клеймо — «Иерейское рукоположение священномученика Владимира священноисповедником Виктором (Островидовым)»
В 1927 году Владимир Амбарцумов был рукоположен во диакона епископом Ижевским и Воткинским Виктором (Островидовым). Служил сначала в Глазове, затем переведён в Московскую епархию. Служил в Князь-Владимирском храме в Старосадском переулке.
7. Левый ряд, третье клеймо — «Служение под духовным руководством преподобноисповедника Георгия (Лаврова)»
В 1928 году отец Владимир перешёл под духовное руководство архимандрита Георгия (Лаврова), будущего преподобноисповедника. В этом клейме отец Владимир изображён дважды. На переднем плане справа отец Владимир благословляет свою паству. В левой части иконы, посередине мы видим его беседующим с архимандритом Георгием. В верхней части клейма изображён Данилов монастырь — в середине 20-х годов в бывшем братском корпусе жила семья Амбарцумовых.
8. Правый ряд, третье клеймо — «Священномученик Василий Надеждин передает свою паству священномученику Владимиру»
Летом 1928 года отец Владимир по просьбе своего друга Василия Надеждина временно служил в храме Святителя Николая у Соломенной сторожки. Затем отца Василия арестовали и сослали на Соловки. По дороге священник сильно заболел и скончался. Отцу Владимиру пришлось взять на себя осиротевший приход. В этом клейме мы видим, как оба священномученика возносят молитвы. Отец Василий изображён на смертном одре, на фоне символической тюрьмы. На заднем плане — храм Святителя Николая у Соломенной сторожки и его прихожане.
Рассмотрим нижний ряд клейм — они повествуют о деяниях и о последнем этапе жития отца Владимира
9. Первое нижнее клеймо — «Пастырское окормление молодёжи»
В Никольский храм ходило много молодых людей, и отец Владимир оказывал на них благотворное влияние. У него был дар доходчиво проповедовать.
10. Второе нижнее клеймо — «Служение ближним. Окормление вдовиц и сирот»
Отец Владимир разыскивал семьи репрессированных священников и помогал им — материально и духовно. Он благословлял тех, у кого есть достаток помогать неимущим. Семья его имела только самое необходимое. В этом клейме отец Владимир вручает корзинки с продуктами обездоленным. Слева — мальчик по имени Глеб, держащий в руках корзинку (станет священником Глебом Каледой в будущем).
11. Третье нижнее клеймо — «Арест священномученика Владимира»
В 1937 году начались массовые аресты. С ордером явились в дом и к отцу Владимиру. Искали, но не нашли антиминс [четырехугольный, из шелковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной Литургии. — Прим. ред.]. На этом клейме изображена находящаяся на столе керосиновая лампа, в которой был спрятан антиминс. У стола стоят дети отца Владимира — Лидия и Евгений. В будущем Евгений Амбарцумов станет известным священником и духовным лидером молодёжи. Лидия выйдет замуж за духовное чадо отца Владимира — Глеба Каледу — и станет матерью шестерых детей. На склоне лет примет монашество с именем Георгия.
12. Четвёртое нижнее клеймо — «Мученическая кончина священномученика Владимира в Бутове»
В этом клейме отец Владимир благословляет своих убийц. Он молится Спасителю, изображение которого размещено в верхней части клейма. На заднем плане — братская могила, в которой лежат преподобномученики — иконописец изобразил их с нимбами и в священнической одежде. У солдат головные уборы, похожие на будёновки.
Двенадцать клейм, иллюстрирующих главные события жизни Владимира Амбарцумова, обрамляют средник — центральное крупное изображение священномученика. Написан он по фотографии отца Владимира. В руках у него свиток, на котором выписаны слова «Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобрести вечное». Это был девиз всей жизни отца Владимира Амбарцумова. Он так жил сам и призывал к этому других.
Подготовлено по материалам книги «Священномученик Владимир Амбарцумов, пресвитер Московский». Москва : Издательство Зачатьевского монастыря, 2017 .
Обложка: zachatevmon.ru