Дело сестер Хачатурян: о чем стоит поразмышлять?

Дело сестер Хачатурян: о чем стоит поразмышлять?

27 июля во все СМИ попала новость, которая до сих пор держится на первых полосах изданий: трое сестер Хачатурян убили своего отца из-за многолетнего насилия. Вчера все они были арестованы судом на два месяца.

В первую очередь стоит задуматься, почему для молодых девушек, чья жизнь только начинается, тюрьма оказалась лучше, чем жизнь с отцом? Вряд ли такой поворот событий можно объяснить только капризами девушек-подростков и строгостью отца.

«Я ни о чем не жалею. Нельзя было больше сносить то, что он с нами делал. Тюрьма — это лучше, чем жить с ним. С 10 лет избиения, с 14 — домогательства», — это слова 18-летней Ангелины. Ясно, что никто не хочет становиться убийцей и отправиться в тюрьму на заре своей молодости. Поэтому позиция сестер и их защитников выглядит сильнее, чем позиция их оппонентов — если молодые девушки совершили убийство, которое даже не пытались скрыть, скорее всего, они доведены до крайности, когда даже тюрьма становится привлекательнее родного дома.

Брат девушек и некоторые друзья Хачатуряна вступились за отца: набожный человек, убитый коварными дочками, вступившими в предварительный сговор. Хотя соседи говорят обратное: «святой человек» торговал наркотиками. Эта версия пока еще не подтверждена следствием. Однако внушительное количество оружия, изъятого при обыске квартиры и машины Хачатуряна как-то расходится с образом набожного паломника. Проверке также предстоит подвергнуть версию о его связях с криминальным миром.

Складывается такая картина: девушки оказались один на один с ситуацией постоянного и безнаказанного насилия, жили в ней годами, а в конечном итоге вырвались из этой жизни, как смогли.

Вопросов возникло много: почему общество не смогло защитить трех девушек, из которых одна —несовершеннолетняя? Куда смотрели педагоги школы, куда одну из сестер отец почти не пускал? Где, наконец, другие родственники? Почему они ничего не знали, а если знали, то не предприняли?

Комментаторы в соцсетях нередко недоумевали — неужели нельзя было сбежать? Но тот, кто думает, что от насилия в семье можно просто взять и сбежать — счастливый человек. Возможно, ему повезло, и он с этим не сталкивался. Ведь многолетнее насилие, тем более со стороны самых близких людей, ломает волю, коверкает психику. Жертвы домашнего насилия и рады бы сбежать, но чаще всего они слишком изолированы, запуганы, им некуда и не к кому пойти, они боятся, что их все равно найдут и вернут в семью, где их бьют и морально калечат. Важно помнить, что жертвы домашнего насилия в обычной жизни, когда встречаются с друзьями, ходят на работу или учебу, почти не выделяются, поэтому аргумент «что-то непохожи на жертв» в реальности не работает.

Логика брата девушек понятна — иногда проще все отрицать, чем отвечать людям и самому себе на очень неудобный вопрос: почему он им не помог?

Арсен (Хачик) Хачатурян сказал в интервью телеграм-каналу Mash, что «отец у нас строгий человек. Ну, это нормальное явление, мы христиане и кавказской национальности. Мы к детям относимся очень строго». Далее он намекнул на некий «разврат», который видел у сестер на странице ВКонтакте.

Стоит сразу начать с последнего аргумента. Сторонники отца намекают на некий неподобающий «моральный облик» (знать бы, что это вообще такое) и плохие компании. Однако эта позиция очень слабая. Несмотря ни на какое поведение никто не должен подвергаться систематическому насилию в семье — психологическому, физическому, домогательствам, лишаться права получать образование. Аргумент «они сами не святые» часто используется для оправдания жестокости — если их били, значит, была причина. Но жертва не может быть виновником насилия. Оно не является решением семейных проблем и промахов в воспитании.

На мой взгляд, насилие в отношении ребенка ломает фундаментальную основу его взаимоотношений с родителями. Ребенок ждет, что его будут защищать, понимать и поддерживать. А получает побои, которые плохо отражаются на всей его дальнейшей жизни.

Далее стоит рассмотреть аргумент «мы христиане и кавказской национальности». Тут сразу возникает множество вопросов: а как должны воспитывать своих детей христиане «и кавказской национальности»? какие ценности у христиан? какие ценности у носителей кавказской культуры? 
Согласитесь, жестокое отношение к детям никакими ценностями прикрыть нельзя.

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое традиционные армянские ценности? Можете ли вы их перечислить, объяснить, чем они отличаются от общечеловеческих? Например, часто ссылаются на любовь к детям или уважение к старшим. Но ведь во всем мире люди любят своих детей и уважают старших. Конечно, это не повод утверждать, что таких ценностей не существует. Это скорее призыв задуматься над тем, где граница национального и общечеловеческого.

История сестер Хачатурян еще не завершена. Вероятно, будут появляться новые подробности этого дела. Тем не менее, ясно одно — насилие оправдывать нельзя. Будьте чуткими по отношению к своим детям. Будем рады, если вы поделитесь своим мнением в комментариях.

Фото обложки: ©Агентство городских новостей «Москва»

Дело сестер Хачатурян: о чем стоит поразмышлять?