Портрет «Художник и его мать»: осколок прошлой жизни Аршила Горки
Портрет «Художник и его мать», одна из самых узнаваемых работ Аршила Горки, существует в двух вариантах, отправной точкой для создания которых послужила старая фотография — осколок прошлой жизни.
Восданиг Мануг Адоян — настоящее имя прославленного американского художника Аршила Горки, вместе с Джексоном Поллоком и Марком Ротко стоявшего у истоков абстрактного экспрессионизма, по словам Курта Воннегута, «первого значительного направления живописи, зародившегося в Соединенных Штатах Америки» (роман «Синяя Борода»). Псевдонимом Аршил Горки он начал подписывать свои первые картины в 1924 году.
Будущий художник родился около 1904 года на южном берегу озера Ван. В семье было трое детей, он — средний. Отец Седрак уехал работать в Америку, когда сыну было четыре года. Вновь Восданиг встретится с отцом только в 1920-м.
Огромное влияние на жизнь мальчика оказала его мать Шушан. Она познакомила сына с художественными традициями. Один из ее родственников служил священником в церкви Святого Креста на острове Ахтамар. «Мальчик наверняка видел удивительные настенные росписи и резной каменный декор этого храма — часть огромного наследия некогда великой армянской культуры (в ту пору, к сожалению, мало кого заботила его судьба и сохранность)», — пишет Том Бирченоф в статье «Аршил Горки: живописец собственной легенды», посвященной ретроспективной выставке произведений Горки, открывшейся в Музее искусств в Филадельфии в октябре 2009 года, весной 2010-го переехавшей в лондонскую Галерею Тейт Модерн, а затем в лос-анджелесский Музей современного искусства.
В 1910 году семья Адоян переехала в город Ван. Два года спустя восьмилетний Восданиг сфотографировался с матерью в одном из местных фотоателье. Снимок отправили отцу, жившему тогда на Род-Айленде. Тот в свою очередь тоже сфотографировался и отослал портрет родным. Вскоре разразилась Первая мировая война. Геноцид армян.
Летом 1915 года семья Адоян бежала из Вана в Ереван через Эчмиадзин, в храмах которого будущий художник познакомился с новыми для него образцами национальной истории и культуры. Перенеся множество трудностей, семья сумела устроиться в Ереване. Старшую дочь отправили к родственникам в Америку, а юноша продолжил учебу. Дальнейшие события вновь принесли череду несчастий. Большевистская революция, неурожаи и голод. Шушан умерла от истощения в марте 1919 года. Благодаря упорству и помощи со стороны родственников Восданиг и его младшая сестра Вартуш смогли бежать через Грузию в Константинополь, а оттуда четыре месяца спустя отплыть в Нью-Йорк.
Ванскую фотографию, сделанную в далеком 1912-м, уже начинающий художник Аршил Горки найдет в 1926 году, перебирая отцовские вещи. Прошлое предстало перед ним. Тогда и пришел замысел воссоздать на полотне родной образ.
Картина, датированная 1926–1936 годами, хранится в Музее Уитни в Нью-Йорке. Ее основное отличие от другого варианта заключается в лице матери — на первом она молода. Второй вариант находится в Национальной галерее Вашингтона и датирован 1926–1942 годами — здесь мать изображена с постаревшим лицом. Длительный период работы над обоими вариантами говорит о том большом значении, которое Горки им придавал. Ведь на картине оживала его жизнь и родной образ матери.
Использованные материалы:
1. Том Бирченоф. Аршил Горки: живописец собственной легенды ǁ tg-m.ru
2. Анна Галстян. Аршил Горки: Портреты ǁ aniv.ru