Мариам Асламазян: богиня живописного пантеона Армении
В живописном пантеоне Армении верховные боги — это Мартирос Сарьян и Мариам Асламазян. Правда, имя выдающейся художницы после распада СССР было несколько в тени, как в России, так и в самой Армении. Но вчерашнее открытие выставки в Государственном музее Востока вновь вернуло нам ее имя. Даже искушенным ценителям армянского искусства вновь открылась вся мощь, пластика, палитра и энергия живописи Асламазян на выставке «Истории солнечных цветов», которая приурочена к 110-летию художницы.
В трех залах Музея Востока собралось большое количество гостей, искусствоведов, друзей семьи Асламазян-Никогосян. Организатором проекта стала Гаянэ Никогосян, дочь выдающегося скульптора и живописца Николая Багратовича и племянница Мариам Асламазян. К организации события, которое станет одним из самых ярких в художественной жизни Москвы, причастны Министерство культуры Армении, посольство Армении в России, коллективы Государственной Третьяковской галереи, Галереи сестер Мариам и Ерануи Асламазян в Гюмри.
На торжественной церемонии открытия выступили генеральный директор Музея Востока Александр Седов, советник посольства Карина Даниелян, директор Галереи сестер Асламазян Ваагн Гукасян, директор галереи «Ореады» Лилия Славинская, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ольга Полянская. Она сказала, что сегодня в Москве уже появляется необходимость создать музей национальных культур, ведь только в Третьяковской галерее находится более 1500 тысяч единиц хранения работ армянских, азербайджанских, литовских художников и других творцов из республик. Их творчество было неделимым, все они были причастны к созданию так называемого советского искусства.
Мариам Асламазян родилась в 1907 году в селе Баш-Ширак недалеко от Александрополя (Гюмри). Ее отец был состоятельным инженером, строил водяные мельницы в Закавказье, увлекался искусством и архитектурой. Мариам была третьим ребенком в семье, а всего из было восемь: семь сестер и брат. «Как в сказке», — любила повторять Мариам.
На фотографии из семейного архива, сделанной в Ленинакане в 1924 году, перед объективом предстала вся семья. Но почему же Мариам стоит поодаль, опираясь рукой на подставку для цветов? Девушка болела малярией и думала, что скоро умрет и тогда можно будет сделать ее фото отдельно. Она еще не знала, что суждено ей прожить целый век, до июня 2006 года, и быть похороненной среди великих творцов Армении в Пантеоне имени Комитаса.
Как все же ее судьба похожа на жизнь мужа любимой сестры Еран, Николая Багратовича Никогосяна. Те же 99 лет жизни, за которые она успела объездить больше 60 стран, побывать даже на Мадагаскаре, где ее уговаривал выйти замуж единственный в те времена мадагаскарский армянин.
На открытии выставки воспоминания Николая Никогосяна о Мариам Асламазян прочитал актер Московского армянского театра Артур Диланян. Пожалуй, это свидетельство говорит о том, что еще одна неузнанная при жизни ипостась скульптора — писательская — должна быть обязательно реализована. Оставили в свое время значительные воспоминания Эдуард Исабекян и Ерванд Кочар. В 1937 году Николай Никогосян учился в Ленинградской художественной школе при Академии художеств. Как-то в сентябре гулял с русским другом по Невскому проспекту, восхищался скульптурами Клодта на Аничковом мосту и вдруг заметил, что все прохожие смотрят в одну сторону. Он тоже повернулся и увидел двух молодых женщин в ярких одеждах, которые выделялись не только цветом, но и фасоном, а сделаны были явно вручную. На голове у девушек были широкополые шляпы с разноцветными лентами. Друзья зашагали рядом с этими удивительными женщинами. Больше всего Николая интересовало, какой они национальности. Когда он увидел их глаза, то сказал другу: «Они — армянки». Это были сестры Асламазян.
Зимой 1940 года на выставке ленинградских художников Никогосян вновь их встретил. Тогда Мариам присудили первую премию за картину «Анастас Иванович Микоян в армянском виноградном совхозе». Никогосян был горд, что премию отдали армянке! Эти воспоминания попали в книгу «Давтар жизни», где Мариам Аршаковна в рассказах описывает свою жизнь. Некоторые страницы посвящены и дружбе с Мартиросом Сарьяном. Мариам пишет, что Мартирос Сергеевич своим пронизывающим взглядом видел все, но изображал самое главное. С возрастом у него не дряхлела кисть и не дрожала рука. Его заслуга в том, что в отличие от старой монотонной армянской живописи, он создал новую школу — яркую, цветную, жизнеутверждающую. К ней принадлежит и сама Мариам Асламазян.
На выставке в Музее Востока можно увидеть маки с розовыми цветами Анкавана, натюрморт с медными кувшинами и фиалками, маски тропической Африки, роспись на глине, автопортреты разных лет. Одним из центральных стало знаменитое полотно 1939 года «Я и Еран», сестра была для нее любимой и верной подругой в жизни и в творчестве.
Фотографии — Александр Мощаков.
Источники:
- Асламазян М.А. Давтар жизни. Автобиографические рассказы. Гюмри: «Эльдорадо», 2016
- Асламазян М.А. Истории солнечных цветов. Каталог выставки. Гюмри: «Эльдорадо», 2018