«Белый список» Армении: новые имена
В «Белом списке» находятся общественные фигуры, политики, ученые, известные деятели культуры, путешественники, блогеры. В общем все, кто поддерживает армянскую тему, армянский вопрос.
1. Катарина Берндт (Германия) — преподаватель Высшей народной школы Дюссельдорфа, активист Армяно-немецкого общества, созданного Аветиком Исаакяном и Иоганном Лепсиусом. Благодаря участию госпожи Берндт в 2016 году Бундестаг осудил Геноцид армян в Османской империи в 1915 году. Катарина — одна из организаторов выставок, посвященных трагедии армянского народа. Одна из них — «Истребление», имела большой общественный резонанс.
2. Пьер Дюфур (Франция) — известный французский историк, арменовед, автор труда «Хайастан 1889-1925 — дети Армении в смятении».
3. Исаак Алатон (Турция) — крупный турецкий предприниматель еврейского происхождения, председатель совета директоров группы компаний «Alarko». На главной странице сайта турецкого движения «Нет расизму и национализму» появилось его письмо, адресованное фонду «Экономические и социальные исследования Турции» (TESEV), в котором содержится призыв признать Геноцид армян. Вот его текст:
«Дорогие друзья, до 2015 года есть еще три года, но они пройдут очень незаметно. Приближается 24 апреля 2015 года, и давайте мы сменим нашу политику отрицания. Стыдно уже. Я устал от страха встретиться лицом к лицу с прошлым. Давайте поднимем наш голос. Наш долг перед нашими потомками обеспечить уважение к нашей стране и нашему обществу. На протяжении 90 лет мы совершили множество грехов. Мы заполнили кладовки скелетами, заперли двери. 90 лет мы называем мир слепым, боимся выйти один на один. Нас научили бояться. Скелеты гниют за запертыми дверьми, но их запах уже невыносим. Я уже дышать не могу, а вы? Я сильно завидовал болгарским депутатам, которые признали, что нехорошо поступили с турками. Давайте и мы сделаем наш голос слышным для наших депутатов. А депутаты пусть сделают его слышным для руководства политических партий. Пусть помогут, чтобы мы смогли открыть наши кладовки, битком набитые скелетами. После церемонии их погребения мы минутой молчания почтим память и очистимся от грехов. Справедливому человеку не пристало перекладывать свои грехи на плечи детей и внуков — так говорил мой учитель философии. Я ищу уважения. Я придаю уважению большое значение. Помогите мне. С уважением, Исаак Алатон».
В Стамбуле в 2007 году была раскрыта организация отставных офицеров, которые готовили покушение на православного патриарха Варфоломея I и на армянского патриарха Месропа II. Доказательства были найдены на жестком диске компьютера Бекира Озтюрка, лидера этой националистической организации. Среди прочих жертв, они планировали нападение и на Исаака Алатона.
4. Николае Йорга (Румыния) — историк, византинист, литературный критик, писатель, академик Румынской академии (1911) и политик. В 1931-1932 годах был премьер-министром и министром народного образования Румынии. Будучи премьером, после включения Буковины в состав Румынии способствовал возрождению и признанию на государственном уровне местной епархии армянской церкви.
5. Эмиль Думерг (Франция) — писатель, историк, богослов, почетный декан факультета протестантской теологии в Монтобане. Был главным редактором журнала «Христианство в XIX веке». В 1917 году опубликовал работу «Армения, погромы и Восточный вопрос».
6. Юнус Джамурзаев (Казахстан, Россия) — кандидат экономических наук, советник налоговой службы РФ I ранга. Помимо основной деятельности является председателем правления Ростовской региональной общественной организации чеченцев и ингушей Ростовской области «Кавказ». Является другом Донской армянской общины.
7. Александр Каждан (СССР, США). Историк-византинист, арменовед, один из крупнейших специалистов по истории Византии, редактор фундаментального «Оксфордского словаря Византии». В 1979 году эмигрировал на Запад, из-за этого его книги и статьи изымались из библиотек и научного оборота. Осев в США, воспитал целую плеяду византинистов. Один из важных трудов Каждана — книга «Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII веках». Она вышла в Ереване в 1975 году.
8. Бодиль Бьорн (Норвегия) — миссионерка, свидетель геноцида армян в Османской империи. В 1905 году от имени «Организации женщин-миссионерок» в качестве сестры милосердия отправилась в Османскую империю. Сначала она обосновалась в городе Мезре в провинции Харберд, а позже — в Муше, помогала вдовам и сиротам. В 1915 стала очевидцем резни армян в Муше и задокументировала те страшные события в своем дневнике и на фотопленке. В 1917 году Бьорн увезла с собой в Норвегию двухлетнего армянского сироту, выжившего в резне, и усыновила его. Мальчик, при рождении Рафаэль, получил новое имя — Фритьоф, в честь Нансена. Вскоре Бодиль вернулась на Ближний Восток, помогала сиротам в Сирии, Ливане и Константинополе. В 1922 году, оставив семилетнего сына во французской школе Бейрута, отправилась в Советскую Армению, где основала сиротский приют «Луйсахпюр» («Источник света»). 33 сироты, о которых она там заботилась, звали ее «Матушка Катарина». Но в 1924 году правительство закрыло приют. Бьорн вернулась в Сирию, где она до 1935 года продолжала помогать армянским беженцам.
9. Клара Бартон (США) — основательница Американской ассоциации Красного Креста. Ее прозвали «ангел на поле битвы». Она добилась, чтобы помощь оказывалась не только во время войн, но и во время эпидемий, стихийных бедствий и т.п. Благодаря ей в 1895 году армянам Зейтуна и Мараша и других регионов была оказаны значительная помощь: кров, питание, медикаменты, одежда, сельскохозяйственные инструменты. Доклады, которая она составляла по итогам своей работы в Османской империи, вышли одной книгой в 1897 году. Они стали бесценным источником, описывающим страдания армян при султане Абдул-Хамиде II.
10. Карел Ганса (Чехия) — путешественник и писатель. В 1922 году отправился путешествовать по Ближнему Востоку. Отправившись из Стамбула в Смирну, он посетил Алеппо и Бейрут, где наблюдал печальную участь армянских беженцев. В Алеппо он познакомился с «Организацией помощи Ближнему Востоку», а затем присоединяется к программе перемещения 8000 армянских сирот в Сирию. Все, что наблюдал писатель, оказало на него огромное влияние. На родине, в Чехии, он создал «Фонд помощи армянским сиротам Гансы» при местной ассоциации Красного Креста. В 1923 году вышла книга «Ужасы Востока», в которой писатель дает очерк армянской культуры и тех страданий, которые выпалина долю народа в начале XX века.
11. Дайсаку Икэда (Япония) — педагог и философ. Является ведущим буддийским мыслителем и педагогом. Он твердо верит, что общение между людьми и диалог являются ключом к преодолению культурных и философских различий и воспитывают взаимное доверие и понимание, необходимое для создания мира на планете. В сентябре 2013 года был одним из организаторов визита делегации Ереванского государственного университета в Университет Соко.
12. Джон Греппин (США) — доктор философии Калифорнийского университета, известный лингвист, специалист по армянскому и кавказским языкам. При его участии в 1978 году вышел ежеквартальный выпуск издания «Арарат», посвященный армянам Ливана под редакцией Льва Амаляна.
13. Уильям Далримпл (Шотландия) — британский историк и писатель, искусствовед и куратор, критик и телеведущий. Интересы Далримпла включают в себя историю и искусство Индии, Пакистана, Афганистана, стран Ближнего Востока, мусульманского мира, индуизма, буддизма, джайнизма и восточного христианства. Известны его слова: «После истребления миллиона армян в Восточной Турции во время первой мировой войны одни только их древние церкви свидетельствуют о том, что они когда-то проживали здесь. Армянские ученые утверждают, что турецкие власти потихоньку разрушают то немногое, что еще осталось».