Что происходит в Русском театре Еревана?

Что происходит в Русском театре Еревана?

С момента смерти худрука Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского Александра Григоряна никак не могут назначить нового художественного руководителя. Пока мало кто представляет, каким будет будущее театра. Дошло даже до вмешательства министра культуры Лилит Макунц. Она велела директору Фреду Давтяну объявить открытый конкурс на замещение этой должности. На решение проблемы ему дали десять дней. Этот срок истекает 21 июня. В успех «выборов» почти никто не верит.

Здание Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского | wikipedia.org

Здание Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского | wikipedia.org

Александр Самсонович Григорян руководил русским театром полвека — с 1965 года и до самой смерти в 2017 году. Прошло несколько месяцев, но борьба за место художественного руководителя продолжается. Претендентов всего два — актер театра Роберт Акопян и дочь покойного худрука Нора Григорян. 

«В последнее время качество спектаклей упало, а театр подвергся критике. Театром должен руководить грамотный и понимающий в этом деле человек. Однако у нас была создана клановая система», — цитирует Акопяна портал NEWS.am. Он считает, что кандидатура Норы Григорян не устраивает большую часть коллектива. Свое выдвижение он объясняет тем, что хочет предотвратить избрание дочери Александра Григоряна. 

Нора Григорян выступала в русском театре с девяти лет. Повзрослев, сама начала ставить спектакли для взрослых и детей. После смерти отца Нора заявила о том, что будет продолжать традиции, заложенные Александром Самсоновичем.

Ходили слухи, что на должность худрука претендует бывшая актриса театра Ирина Арутюнян, однако она сама в беседе с газетой «Голос Армении» эти предположения отвергла: «Мне крайне неприятно, что в связи с этим вопросом фигурирует мое имя, и уже во второй раз. Первый раз это было в конце прошлого года. И вот теперь, во время такой сложной ситуации в Русском театре, когда там делят кресло художественного руководителя. Но я в этой истории никак не замешана. Кроме сплетен, никаких подтверждений тому факту, что я стремлюсь на место худрука, нет. И то, что я поливала грязью театр, этого тоже нет». 

Актеры театра порядком устали от ситуации вокруг выборов и даже обратились к министру культуры, чтобы она вмешалась в разрешение конфликта. Их основная претензия — театр «превращается в балаган». Министр Лилит Макунц предложила решение, которые вызвало много споров, — объявить открытый конкурс и устроить выборы нового художественного руководителя.

Александр Самсонович Григорян | wikipedia.org

Александр Самсонович Григорян | wikipedia.org

Газета «Голос Армении» приводит мнение о ситуации вокруг театра двух представителей актерского цеха. 

Актер и режиссер Драматического театр им. Капланяна Григор Хачатрян сказал следующее: «Мне это решение напомнило эпоху Тамары Погосян, когда министр культуры выдавала остроумнейшие тезисы, цитируемые по сей день. Вообще сегодня статус режиссера как автора спектакля, ведущего за собой труппу, переживает страшный кризис. Все, кому не лень, делают спектакли с людьми непрофессиональными, но, скажем так, которые им симпатизируют, а потом находятся другие люди, которые говорят: ну ничего, они столько могут. Бесспорно, режиссер не сможет работать с труппой, которая ему не доверяет. Но выбранный ею худрук — это заложник актерской прихоти.

Я вообще не понимаю, как могла ситуация в театре дойти до этого. Вообще это вопрос — почему крупный художник не оставляет после себя почву и потенциальных преемников, чтобы после него, как после смерти Александра Македонского, его империю не начали рвать на части? Почему не остается почва — минимум три режиссера, которые родились в этом театре, знают театр, труппу, знают, чем живет театр, его традиции? Режиссура — это, простите, количество. Совокупность спектаклей, приводящая к тому, что у человека складывается какой-то определенный почерк, по которому можно судить о его художнической позиции. И без количества спектаклей добиться этого невозможно. Заявление, что в конкурсе может принимать участие любой желающий, оскорбляет статус режиссера, свидетельствует о нездоровой обстановке в театре и некомпетентности министра культуры».

Актриса и режиссер, заслуженная артистка РА Наринэ Григорян поставила вопрос еще более радикально — что ждет театр в Армении: «Участвовать в конкурсе в Русский театр? Не-е-ет, конечно, не собираюсь! И вообще не понимаю, что там происходит. Не понимаю, почему вдруг так активизировался Роберт Акопян. Конечно, представление программ и здоровая конкуренция — это хорошо, но речь же должна идти о владении профессией, о художественном и личностном уровне. Но если речь идет о голосовании коллектива... О-о-о!.. Конечно, ни один человек не сможет работать с труппой, которая его не хочет, и новый человек, резко меняющий эстетику театра, вызывает сопротивление коллектива. Но тут ведь и коллектив коллективу рознь. Должен ли он остаться в нынешнем составе или его все-таки стоит распустить?.. А по большому счету сначала надо всерьез разобраться, какова функция театра в Армении, и уже исходя из этого пытаться понять — худрук с какой программой соответствует поставленным задачам. И это касается не только Русского театра».

В итоге уместно ставить вопрос вообще о роли художественного руководителя — какова ее судьба в современном театре. Обозреватель отдела культуры «Голоса Армении» Сона Мелоян считает, что «победитель [на выборах худрука] не отыщется. А если это все-таки случится — что ж, тем хуже для избранного».

Симон Караханян в своей статье для ИА REGNUM также скептически высказывается о том, что в театре действительно смогут выбрать худрука до 21 июня. Он считает, что проблема даже не в этом, а в отсутствии в театре русского языка: «Зачем Армении русский театр, в котором актеры плохо говорят по-русски? А отчего им хорошо говорить? Недавно из театрального университета выпустился последний "русский курс", который вел бывший худрук театра Александр Григорян, который из-за своей болезни в последние годы практически не занимался студентами. То есть театральный институт как поставщик потенциальных русскоговорящих актеров можно уже сбросить со счетов». 

Даже театральная студия при русском театре, которая раньше давала новые кадры, уже закрылась, а многие актеры разъехались. 

Как и Сона Мелоян, Симон Караханян считает, что решение министра культуры выбрать худрука голосованием и через открытый конкурс ни к чему хорошему не приведет: «То есть вместо того, чтобы помочь театру подняться на прежний уровень, руководство страны руками министра культуры вгоняет театр в еще больший тупик, подталкивает к самоуничтожению. Такими темпами вскоре здание в центре Еревана перейдет в руки каких-нибудь более предприимчивых представителей культуры, это в лучшем случае. Если, конечно, не это является целью руководства страны».

В целом автор считает, что новое правительство Армении взяло курс на укрепление армянского языка и культуры, отчего может пострадать русскоязычный театр. 

Источники: news.am, golosarmenii.am, regnum.ru

Что происходит в Русском театре Еревана?