«Итак, я жил тогда в Одессе…»: странствие Евгения Онегина
В издании 1833 года романа Александра Пушкина «Евгений Онегин» в качестве приложения к основному тексту впервые были полностью опубликованы «Отрывки из путешествия Онегина». Первоначально они входили в исключенную из романа восьмую главу «Странствие».
В письме от 24 апреля 1853 года Павел Катенин писал Павлу Анненкову: «Об осьмой главе Онегина слышал я от покойного в 1832-м году, что сверх Нижегородской ярмонки и Одесской пристани, Евгений видел военные поселения, заведенные гр. Аракчеевым, и тут были замечания, суждения, выражения, слишком резкие для обнародования, и потому он рассудил за благо предать их вечному забвению, и вместе выкинуть из повести всю главу, без них слишком короткую и как бы оскудевшую».
Путешествуя по России, Евгений Онегин едет в Макарьев — предместье Нижнего Новгорода, где проводились ярмарки. Далее герой держит путь в Астрахань, а оттуда на Кавказ.
Описывая свое пребывание в Тавриде (одно из исторических названий древнего и средневекового Крыма), Онегин обращается к древней истории этого края. Он упоминает царя Понта Митридата VI Евпатора, с которым в 94 году до н. э. царь Великой Армении Тигран II заключил военно-политический союз, женившись на его дочери Клеопатре. Потерпев от римлян поражение Митридат покончил с собой в Пантикапее (нынешняя Керчь).
Воображенью край священный:
С Атридом спорил там Пилад,
Там закололся Митридат,
Там пел Мицкевич вдохновенный
И посреди прибрежных скал
Свою Литву воспоминал.
Одесса — следующая точка маршрута странствий Онегина. В строфах, посвященных его пребыванию там, находим подробное описание города. Узнаем и то, кто его населяет.
Я жил тогда в Одессе пыльной…
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.
Рисунки художника и иллюстратора Армянского музея Москвы Юлии Крыловой к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин».