Антропоморфные фигурки Армении и Африки: у кого больше нос?
Армянская скульптура – одна из самых значительных и самобытных в мире.
Армянский музей посвятил ряд публикаций развитию ландшафтной скульптуры в Ереване.
Мы писали о проекте председателя секции скульпторов Союза художников Армении Нуне Туманян: она считает, что родному городу нужно иметь альтернативный парк современных скульптур. Говорили о замечательной металлической анималистике Ара Алекяна и керамике выдающейся художницы Арегназ Галстян.
Сегодня мы поговорим о скульптурном творчестве древних армянских мастеров, сравним его с аналогичной африканской.
В эпоху ранней бронзы (3300-2400/2300 гг. до н.э) на территории Армении уже были многочисленные поселения: Шенгавит, Мохраблур, Джаовит, Айгеван, Двин, Арич, Ором, Карнут, Гехарот, Цахкасар, Агарак и другие. Тогда была распространена шенгавитская (или куро-араксская) культура, свидетельства которой обнаружены как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах.
Известны однослойные, двухслойные и многослойные памятники, что свидетельствует о том, что среди соседствующих в течение столетий поселений были такие, в которых жили не более 50-60 лет. Шенгавитское общество было очень сложным. Основой его хозяйствования были пахотное, орошаемое земледелие, пастбищное скотоводство. Среди орудий труда преобладали бронзовые топоры, молоты, серпы.
В 1938 году экспедиция Евгения Байбуртяна провела раскопки Шенгавитского поселения начала III тыс. до н.э. В комплексах храмовых святилищ были найдены фигурки женщин и быков, подставки ритуальных очагов подковообразной формы в виде фигурок быков, что подтверждало распространение культа Великой Матери, а также культа животных, символизирующих плодородие.
Позже шенгавитскую культуру сменила лшачен-мецаморская, тогда и появилась металлообработка. Искусство этих периодов ученые рассматривают в их взаимосвязи. Доктор исторических наук, директор Института археологии и этнографии Национальной академии наук Республики Армении П. Аветисян отмечает, что в то время народ древней Армении сформировал элитарную культуру. Об этом говорят рисунки на керамических изделиях из вдавленных желобков или бороздок, они могут напоминать вид надломленного колоса или стебля, напоминая цветочный букет, вырастающий из ладьи. Этот образ трактуют как древо жизни.
На тулове шенгавитского караса видим выступы, имитирующие женскую грудь, и заштрихованные треугольники – символы плодородия и материнства. Минималистический принцип создания формы не мешает древнему мастеру передать характерные черты лошади: точки-ямочки обозначают наивные, бездумные глаза животного. Характер разъяренного, готового к нападению быка, передан с помощью опущенных и направленных вперед рогов. Об этом пишет З. Тараян.
Другие исследователи пишут о том, что несмотря на различия бронзовых статуэток, найденных в разных местах, у них много общих черт. Их объединяет прежде всего реалистичность изображений. Мастера-литейщики стремились подчеркнуть самое характерное в образе животного. Отдельные детали часто даются схематично, но силуэт животного всегда реалистичен. Эта особенность ярко проявляется в скульптуре лчашенских мастеров. Все эти фигурки полностью или частично отливались по восковым моделям, затем дорабатывались с помощью чекана, шлифовки, паяния, клепания и становились настоящими произведениями искусства, причём неповторимыми, так как восковые модели после отливки и извлечения из них изделий уничтожались.
Многие древние элементы перешли и в современную армянскую скульптуру. И как дань искусству древности – армяне любят неглазурированную керамику.
Посмотрим, как же формировался этот вид искусства в Африке.
Оказывается, самые древние глиняные горшки исследователи нашли в Ливии. Сделаны они были около 7000 лет назад. Раскопки проводились в 2012 году в ливийских горах Тадрарт-Акакус на севере Сахары. Несколько тысяч лет назад климат в этой области был гораздо менее засушливым, здесь существовали поселения древних людей. Их наскальные рисунки хорошо известны археологам. Среди этих наскальных рисунков встречаются и изображения домашнего скота — овец, коз и коров. Датировка этих изображений, выполненных в основном минеральными, а не органическими пигментами, представляет собой трудную задачу для ученых.
Археологи решили провести химический анализ обнаруженных в раскопках керамических осколков. Ученым удалось экстрагировать из неглазурированной керамики впитавшиеся в глину органические кислоты. Химический состав остатков показал, что в сосудах хранилось молоко или молочные продукты. Как писал журнал Nature Plants, эти раскопки доказали, что наши предки начали варить еду в горшках и хранить готовую пищу в керамических сосудах уже 10 тысяч лет назад.
А на восточном Золотом Берегу, Дагомее и Того, сохранилось искусство литья из бронзы. Очень интересны и необычны особенно для европейского взгляда так называемые «мраммуо» – крохотные скульптуры. Они применяются обычно для взвешивания золотого песка и представляют собой некий аналог обычных гирек. Зачастую это настоящие произведения искусства, чаще всего изображающие фигурки животных или людей. Совершенно оригинальные традиции художественного ремесла – мастерство композиции, абсолютное чувство ритма, экспрессивная выразительность и неповторимое обаяние первобытного искусства никогда не исчезнут из африканского искусства и, прежде всего, из скульптуры.
Если мы посмотрим на африканскую резную скульптуру, отметим ее характерные черты, те же, что и в древнеармянской: обобщенность форм, выделение в фигурках самого главного. Именно этот прием и взял Амедео Модильяни, когда создавал «Столпы нежности» (скульптурные головы из камня) – это привет африканским идолам.
Африканцы упрощают изображение туловища, оставляя на нем половые признаки или татуировки, придают ритуальный характер мелким деталям, повышают экспрессию в передаче эмоций, сохраняют естественные цвета дерева, используют украшения или одежду: на скульптуру могут быть надеты бусы или кольца. Древние армянские мастера на женских плоских скульптурках использовали принцип усечения – в них отсутствует голова. Зато не упущена деталь, как врезанная линия, рисующая нитку ожерелья или колье на предполагаемой шее.
Может быть, это и есть тот главный элемент, ради которого вылеплена скульптура, знак жреческого, а возможно, и социального отличия, или знак предназначения к жертве. А шенгавитская мужская фигурка – с выраженным фаллосом, со сложенными на груди руками, плоским лицом и прямым носом (!). В то время, как в скульптурных портретах африканского племени бага, которое проживает на побережье Гвинеи и на соседних островах, на выступающем вперед лице есть тонкий большой нос с горбинкой – он изображается на бытовых и ритуальных предметах с целью придания им магической силы.
Ее характерный профиль с большим горбатым носом изображается на бытовых и ритуальных предметах с целью придания им магической силы. Та же голова часто фигурирует в качестве подставки под барабанами.
Одно существенное отличие – в армянской древней и современной скульптуре не было антропоморфных масок, кроме тех, что армяне использовали в античном театре эллинистического периода. А в Африке – это неотъемлемый элемент ритуалов. К тому же Африканские маски оказали влияние на европейское искусство модернизма, который был вдохновлен отсутствием в них натуралистичности.
Как говорил Освальд Шпенглер: «Искусство – организм, а не система». Именно это склоняет нас к размышлениям о том, что какова бы ни была самобытна цивилизация, одни и те же характеристики будут описывать их культуры как некие универсальные законы бытия.
ИСТОЧНИКИ:
«Скульптура народов Африки». galamosaic.ru
«Искусство племени бага». cuar.in.ua
«Ливийские горшки оказались древнейшими в Африке». archeonews.ru
«Армения. Легенды бытия. Страна, излучающая все круги истории» (Москва, 2016)