Как была уволена из родного театра "Модернъ" Светлана Врагова-Гюрджан
Первая и единственная театральный режиссёр-армянка, достигшая высокого профессионального уровня и международного авторитета - Светлана Врагова.
В преддверии Международного дня театра Армянский музей рассказывает вам о талантливой женщине, которая была уволена в декабре 2016 из театра, который она основала. С тех пор о Светлане Александровне ничего не слышно. Она выпала из театральной и светской хроники.
Как писало в те дни ИА ТАСС, Врагова основала театр "Модернъ", который с 1988 по 1993 год назывался Театром-студией на Спартаковской. На сайте департамента культуры Москвы 8 декабря сообщалось, что "в связи с многочисленными нарушениями в ведении финансовой и хозяйственной деятельности" театра, "выявленными Главным контрольным управлением города Москвы, департамент культуры города Москвы в соответствии со статьей 278 Трудового кодекса РФ расторг контракт с руководителем театра С. Враговой-Гюрджан".
"Честно говоря, это случилось внезапно, пришли люди, бросили приказ на стол, который я до сих пор не подписала, никто из чиновников со мной не разговаривал, - рассказала Врагова. - Насколько я знаю, претензий ко мне как к художественному руководителю нет, есть вопросы по финансовой части, ошибки, действительно, были. Я бы хотела остаться худруком труппы, и, если изменить устав, в театре можно ввести должность директора, который бы отвечал за финансовые вопросы".
Светлана Врагова просила, чтобы ее оставили художественным руководителем театра. Ей отказали.
Очень хочется верить, что Светлана Александровна сможет вернуться в дело свое жизни, хотя сейчас "Модерн" возглавляет один из самых громких режиссеров Юрий Грымов.
СПРАВКА АРМЯНСКОГО МУЗЕЯ
Светлана Врагова родилась 11 марта 1953 года в Ереване в семье военнослужащего.
Детство провела в Германии. В 1972 поступила в ГИТИС на режиссёрский факультет в Мастерскую народного артиста СССР Юрия Завадского. Свой первый спектакль "Весенние перевертыши" по повести Владимира Тендрякова поставила в Кировском театре юного зрителя в 1974, будучи еще студенткой.
В 1975 в г. Шадринске вышел ее спектакль Ковалева из провинции И.Дворецкого. После окончания института стала работать в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина. Поставила "Пятый десяток" А.Белинского, спектакль имел большой зрительский успех и прошел более 500 раз.
Первая в Москве осуществила постановку пьесы сибирского драматурга Романа Солнцева "Ждем человека", в которой "рабочий класс был явлен не гегемоном, а послушным стадом". Партийные власти по идеологическим соображениям дважды не принимали спектакль, после существенных изменений он был принят, но недолго задержался в репертуаре. Спектакль был снят, а договор с режиссером расторгнут.
Два года Врагова не работала, в 1981 ее пригласил в свой театр главный режиссер Нового драматического театра В.В.Ланской. Здесь Врагова поставила "Унтиловск" Л.Леонова, "Монолог на городской площади" Г.Зубкова и "Отель Забвение" Р.Ибрагимбекова - спектакли, вызвавшие интерес театральной общественности.
В 1986 Михаил Царев передает ей свой последний курс Театрального училища имени М.С.Щепкина, на основе которого она в 1988 создает Театр-студию "На Спартаковской". (Кстати, Михаил Иванович был мастером Дмитрия Харатьяна).
Первый спектакль театра - "Дорогая Елена Сергеевна" Людмилы Разумовской. С этим спектаклем театр выехал на гастроли в США, которые прошли с огромным успехом. Врагову пригласили на чтение лекций об актерском мастерстве и новаторских движениях в современном театре в крупнейшие университеты США: в Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелесе.
В 1990 выходит спектакль "Ищет встречи", построенный на импровизации. Следующая работа - "Расплюевские веселые дни по пьесе" Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина (1990) на фестивале "Игры в Лефортово" получила несколько призов, в том числе "За лучшую интерпретацию классики".
В 1991 Врагова ставит спектакль "Видео. Бокс. Пуля", названный критиком "ошеломляющим авангардом", "балетом-оперой", "ритуалом", "советской литургией". Затем в репертуаре театра появился спектакль "Посмеемся", спектакли для детей - "Зайка-Зазнайка" и "Трусохвостик" С.Михалкова и новогодняя сказка "Путешествие в страну Мушкетерию".
В 1995 Врагова выпускает программный спектакль "Катерина Ивановна" Л.Андреева, сделанный в стиле русского модерна. Спектакль участвовал в Белградском театральном фестивале, в одной из газет был назван "спектаклем, прокладывающим новые пути в искусстве". В 1998 Врагова выпустила две премьеры - вторую редакцию "Расплюевских веселых дней" А.Сухово-Кобылина и "Счастливое событие" С.Мрожека.
Сама Врагова неоднократно представляла Россию в качестве члена жюри Белградского театрального фестиваля БИТЕФ. В октябре 2000 на гастроли в Белград был приглашен спектакль "Счастливое событие". Фонд развития и поддержки театра под руководством О.П.Табакова наградил Врагову за успехи в "театральном строительстве".
В 2001 году Врагова поставила спектакль "Петля" по пьесе Рустама Ибрагимбекова, с которым ее связывает долгая дружба, а в 2005 году "Старый дом" по пьесе Алексея Казанцева.
В 2002 году Врагова поставила в МХТ спектакль "Священный огонь" с Сергеем Безруковым, Андреем Ильиным и Евгенией Добровольской.
По материалам российских СМИ