Ярослав Голубинов о разочарованиях армян - участников Восточного легиона

Ярослав Голубинов о разочарованиях армян - участников Восточного легиона

Ярослав Голубинов в статье "Армянский легион: история разочарования" (warspot.ru) пишет о том, что главной целью участия армян в Восточном легионе было возвращение Киликии. 

Солдаты Восточного легиона занимаются строевой подготовкой, лагерь Монарга (Богазтепе, северо-восток острова Кипр), июль-декабрь 1918 года (http://www.ecpad.fr)

Солдаты Восточного легиона занимаются строевой подготовкой, лагерь Монарга (Богазтепе, северо-восток острова Кипр), июль-декабрь 1918 года (http://www.ecpad.fr)

Армянский музей публикует фрагменты статьи, наиболее характеризующие тот исторический момент. 

"Новый Легион пополнялся не слишком быстро, даже несмотря на разрешение властей США вступать своим гражданам в иностранные армии. В ноябре 1917 года добровольцев-сирийцев (мусульман и христиан) было 300 человек, а армян в восемь раз больше. Между двумя этими группами наметилось расхождение. Армяне были более образованными, дисциплинированными и горели желанием сражаться за свою родину. Их не особо интересовали Сирия и фронт в Палестине – более всего они хотели высадки в Киликии, чтобы отомстить туркам, мечтали построить на развалинах Османской империи новое великое армянское государство от Черного до Средиземного морей, как это было в древние времена. В середине 1918 года в Легионе было уже 5600 человек, и сирийцы составляли не более десятой части от этого числа.

Жалобы армян не тронули сердце премьер-министра Жоржа Клемансо. За жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «le Tigre» («Тигр»). Портрет кисти художника Джона Кристена Йохансена. Фото en.most-famous-pai…

Жалобы армян не тронули сердце премьер-министра Жоржа Клемансо. За жёсткий характер и непримиримость к политическим противникам получил прозвище «le Tigre» («Тигр»). Портрет кисти художника Джона Кристена Йохансена. Фото en.most-famous-paintings.com.

Как отмечают современные авторы, на предварительных переговорах было четко решено, что Восточный легион будет участвовать в сражениях только в Киликии. Однако в 1917 году стало ясно, что солдаты Легиона непременно должны принять участие в кампании на палестинском фронте, где французская армия была очень слабой. Таким образом, заключают историки, «политические интриги между державами Антанты повлияли на развертывание и действия Легиона и отвлекли его от первоначальной цели – Киликии».

Жалобы армян достигли Жоржа Клемансо, который заверил Нубара, что французское правительство ко всему этому не имеет никакого отношения и что решение было принято французским военным министерством. Но утаить смену цели Легиона было очень трудно. Всё это сказалось на воинской дисциплине: многие легионеры перестали ходить на учения (там еще и недостаточно кормили), некоторые так вообще покинули лагерь и разбрелись в поисках работы по окрестностям.

Военная подготовка (стрельба, приемы самообороны, тактика, навыки ведения боя на пересечённой местности) началась в конце 1916 года. Наблюдатели отметили, что лучшие из армянских солдат – бывшие солдаты турецкой армии, которые дезертировали из нее или были захвачены в плен в Месопотамии, затем армяне из Северной Африки, а также из Америки, и, наконец, сирийские уроженцы.

Легион был отправлен на свою первую миссию весной 1918 года и включен во французский отряд Палестины и Сирии (Détachement français de Palestine et Syrie). Самым крупным известным сражением для Восточного легиона стала битва при Араре 19 сентября 1918 года, бывшая, в свою очередь, эпизодом более крупной Палестинской операции британско-французского военного контингента под общим началом британского генерала Алленби.

В результате операции союзники намеревались прорвать фронт, захватить Дамаск и окончательно вытеснить турок с Ближнего Востока. На фронте было сосредоточено до 70 000 человек против 30 000 турок и немцев. Британские войска были подкреплены вышеупомянутым французским отрядом, в который входил Восточный легион.

Перед французскими войсками находились три немецких батальона из так называемого. «Азиатского корпуса» под командованием полковника Густава фон Оппена. Немцы удерживали позиции на холме Арара. Армяне были разделены на два батальона, один из которых находился в резерве. Кроме того, в составе французского отряда были подразделения алжирских стрелков.

В день сражения оба армянских батальона вступили в бой. В общей сложности бой продолжался более пяти часов, за это время армянские легионеры последовательно захватили немецко-турецкие линии обороны, а затем заняли стратегически важную высоту — вершину холма Арара. В целом, по данным историков, французский отряд захватил в плен 212 вражеских военнослужащих, в том числе 16 офицеров. Восточный легион понёс потери: были убиты 22 человека и 80 ранено, четверо пропали без вести.

В своем послании Национальной делегации Армении 21 октября 1918 года генерал Алленби высоко оценил действия Восточного легиона. «Я горжусь тем, что под моим руководством есть армянский легион, – писал он. – Он отлично справился и сыграл огромную роль в обеспечении нашей победы».

Дальнейшая история Легиона, получившего в 1919 году наименование Армянского, более печальна. Политика французских властей резко изменилась. Все обещания, которые были даны армянским национальным организациям, были отброшены. Стремление армян отколоть от Турции Киликию и провозгласить там независимое государство не нашло поддержки у европейских кабинетов

Причина была одна. Турецкое национальное движение под руководством генерала Мустафы Кемаль-паши продемонстрировало решимость сражаться до конца за единство того, что осталось от Османской империи после отторжения Леванта и Месопотамии, что вылилось в греко-турецкую войну 1919–1921 гг. и борьбу против французского экспедиционного корпуса, занявшего Киликию. Вооруженная борьба, сопровождавшаяся большими жертвами, как среди турецкого, так и среди армянского мирного населения, продолжалась до начала 1921 года.

Солдаты Восточного легиона в своём тренировочном лагере в посёлке Монарга (он же Богазтепе, северо-восток острова Кипр), июль-декабрь 1918 года (http://www.ecpad.fr)

Солдаты Восточного легиона в своём тренировочном лагере в посёлке Монарга (он же Богазтепе, северо-восток острова Кипр), июль-декабрь 1918 года (http://www.ecpad.fr)

Однако одновременно с боевыми действиями шли активные переговоры между французами, британцами, турками и армянскими националистами. Одним из их итогов стал роспуск Армянского легиона в 1920 году. Легион, в отличие, например, от британского Еврейского легиона, организованного Жаботинским, не стал, в конечном счете, ядром будущего государства в Киликии или Западной Армении. Легионеры, вернувшиеся в США или страны Западной Европы, стали деятелями армянского национального движения, но с их мечтой о возрождении древнего армянского государства было покончено". 

Итак, мы завершаем публикации об участии армян в Восточном легионе выдержками из всё той же книги "Армяне в Первой мировой войне"(1914-1918) 

ЧТО СДЕЛАЛИ АРМЯНЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

На фронтах Франции

Не считая армян из Америки, вступивших в количестве 12 тыс. в американскую армию и сражавшихся в Шампани, армянские студенты и армянская колония во Франции дали много сотен добровольцев, которые были включены в Иностранный легион (первый и второй полки), и 87% из которых пали на поле Чести или были тяжело ранены. 

На русском фронте.

Более 165 тыс. армян сражались в рядах регулярной армии на русском фронте против австрийцев и немцев и на Кавказе. Авторы  ссылаются на книгу Арутюняна А. "Кавказский фронт. 1914-1917, Ереван, 1971, С.296). "Союзники Российской империи имели неполные данные о числе военнообязанных армян в годы Первой мировой войны. Современные исследователи определяют число армян в составе русской армии в 300 тысяч человек". 

Кроме того, турецкие армяне-беженцы на Кавказе сформировали несколько батальонов добровольцев общей численностью 15 тыс, которые заняли вилайеты Эрзерум, Битлис, Ван, Трапезунд в качестве вспомогательных сил русской армии. 

 

 

Ярослав Голубинов о разочарованиях армян - участников Восточного легиона