Редакция

О том, как восхищенная Европа слушала лекции Комитаса

Редакция
О том, как восхищенная Европа слушала лекции Комитаса

Берлин, 1896

В 1896 году Комитас с целью углубить свои познания в теории музыки едет в Берлин — один из крупнейших музыкальных центров Европы. Там он поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Следующие три года посвящены изучению композиции, урокам игры на фортепиано, пения и хорового дирижирования. В императорском университете Берлина Комитас посещает лекции по философии, эстетике, всеобщей истории и истории музыки.

Внимание Комитаса сосредотачивается и на богатой музыкальной жизни немецкой столицы — репетиции и концерты симфонического оркестра, оперные спектакли.

Во время пребывания в Берлине Комитас выступает с публичными лекциями, посвященными армянской народной и церковной музыке. Признание европейским сообществом Комитаса как фольклориста-исследователя было настолько высоко, что Международное музыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

В 1906 году в Париже лекции и концерты Комитаса снова произвели большой резонанс и привлекли внимание известных музыкантов, представителей научного и художественного мира. В тот год состоялась знаменательная встреча двух великих композиторов — Комитаса и Клода Дебюсси.

Луи Лалуа и Комитас. Комитас выступает с докладом на конгрессе Международного музыкального общества. Париж, июнь 1914

В Париже были опубликованы статья Комитаса «Армянская крестьянская музыка» и сборник обработанных им песен «Армянская лира». Позднее состоялись его концерты в Цюрихе, Женеве, Лозанне, Берне и Венеции.

Из Берлина, Лейпцига и Парижа Комитасу не переставая приходят приглашения для чтения лекций и докладов. В 1914 году в Париже состоялся конгресс Международного музыкального общества. Доклады Комитаса об армянской народной музыке произвели неописуемое впечатление на участников конгресса.

Среди известных музыковедов, восхищенных Комитасом, был музыкальный критик, профессор университета Сорбонны Луи Лалуа: «Армянские танцы насколько естественные, гибкие, настолько и живые, способные выражаться телодвижениями и гармоничными формами, соответствующими движениями и интонациями души… Ритмика гибкая, богатая: живые изображения природной гармонии, мелодии, которые воссоздают перед глазами благородные скульптурные формы… Эти мотивы с редким искусством и отменным вкусом гармонизовал Комитас».

О том, как восхищенная Европа слушала лекции Комитаса