Левон Мелик-Шахназарян о субменталитетах армянского народа
7 февраля исполнилось бы 60 лет Левону Грантовичу Мелик-Шахназаряну, выдающемуся армянскому политологу, руководителю аналитического центра «Восканапат».
Ученый являлся преподавателем кафедры политологии Ереванского Университета международных отношений имени Анания Ширакаци. Имел свыше 500 публикаций на политологические темы. Скончался 11 августа 2015 года после тяжёлой и продолжительной болезни.
Армянский музей Москвы предлагает вам прочитать фрагменты исследования Левона Мелик-Шахназарова, касающиеся субменталитетов армянского народа. Это главы его фундаментальной работы "Характер армянского народа". Печатается по материалам armenianhouse.org.
СУБМЕНТАЛИТЕТЫ АРМЯНСКОГО НАРОДА
36. В политологической литературе субменталитет рассматривается как совокупность ориентационных мировоззрений, отличающихся от доминирующих в обществе. Армения - практически мононациональное государство, что дает возможность пренебречь в данной работе инона циональными этническими культурами и субкультурами. Речь может идти лишь о политическом и мировоззренческом субменталитете региональных, социально-демографических, половозрастных, классовых, профессиональных и других групп армянского народа.
37. Сразу отметим, что в Армении отсутствуют субменталитеты, отличающиеся от общенаци онального менталитета в столь значительной мере, чтобы можно было говорить о наличии в государстве самостоятельной контркультуры, оппозиционного менталитета. Данный факт объективно способствует единству политической культуры и общности менталитета, поскольку совместимость сущес твующего множества различных субкультур ар мянского народа не вызывает сомнений. Возможно, некоторым исключением является субкультура армянской диаспоры, однако говорить о каком-либо значимом ее влиянии на население Армении сегодня не приходится. Необходимо еще учесть, что армянская диаспора проживает в разных странах мира, а значит не имеет единой культуры. Больше того, в вопросах, касающихся общенациональных проблем, армянская диаспора совершенно не оппонирует мировоззрению населения Армении.
38. Наиболее сильно разнящиеся субменталитеты армянского народа (если исключить половозрастные особенности) - региональные. Следует, однако, отметить, что на протяжении многих поколений в Армении происходила внутреняя вынужденная миграция, когда люди, спасаясь от очередного нашествия, искали спасения в более безопасных районах страны. По этой причине сегодня в армянских горах нередко можно встретить потомственных жителей долин и наоборот. И хотя при подобных вынужденных миграциях люди старались подобрать место жительства с макси мально привычными климатическими условиями, все же, при делении армян на горцев и жителей долин, следует учесть и историческое место жительства представителей того или иного населенного пункта. Так, подавляющее большинство армян, выходцев из Баку или равнинного города Гандзак, являются горцами по происхождению, а немалая часть жителей горного Чаренцавана переселилась туда из долин.
39. По нашим наблюдениям ГОРЦЫ Армении являются более консервативными как в своих политических пристрастиях, так и в общем мировоззрении. Они труднее поддаются влиянию нового, однако восприняв какую-либо идеологию, отдаются ей сполна. Горцы Армении, в сравнении с жителями долин, больше привержены национальному образу жизни и патриархальны в традициях. В горных регионах Армении в большей мере сохранились остатки языческой религии, причем не только в обычаях и обрядах, но и топонимах и гидронимах (например: небольшая речка Трагет в Аскеранском районе НКР, расшифровывающаяся, во всяком случае, согласно народной этимологии, как река бога Тира, или многочисленные топонимы на побережье высокогорного озера Ван, связанные с именем прародителя Гайка). Горцы Армении - наиболее вспыльчивая и агрессивная, но и наиболее склонная к компромиссам часть народа. Воинственны. При этом многие жители горных регионов Армении проявляют большую терпимость к представителям иных национальностей. Не исключено, однако, что подобная терпимость истекает от большей, в сравнении с жителями долин, защищенности, связанной с рельефом местности.
40. По характеру горцы легко ранимы, внутренне глубоко интеллигентны, по причине чего зачастую пасуют перед неприкрытым хамством, не любят спорить, легко уступают инициативу напористым, агрессивным собеседникам. Однако именно истинная интеллигентность помогает им сконцентрировать духовные и физические возможности в периоды общенациональной опасности. Практически все значительные и широко известные национально-освободительные движения армянского народа начинались в горах. Горы же оставались последним убежищем народа и его пассионариев. Армянские горцы чувствуют личную ответственность за судьбу всей Армении. Живут высоко и видят далеко, и не только в пространственном значении, Весьма преданны в дружбе, но им иногда не хватает настоящей "спортивной" злости. Горец добр по природе. Жителя армянских гор легко уговорить, если дело не касается основополагающих интересов народа, но сломить, запугать его практически невозможно.
41. Горцы Армении придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почитанием относятся к родителям и старшим вообще. Практически у каждого рода есть свой лидер, пользующийся среди ближней и дальней родни большим авторитетом (род в Армении - это объединенная общей фамилией или общим предком группа людей-родственников, в которую органично вливаются и жены-невестки). Возможно, именно эта, изначально неплохая, черта характера стала основанием для наблюдаемого среди них излишнего чинопочитания. Армянские горцы в основном привыкли к безропотному подчинению начальству: при исключительном героизме в борьбе и войнах с внешним врагом, у них неожиданно слабо развито гражданское мужество. Большая их часть является невоинствующими атеистами, и в конфликт с религией не вступает. Горцы имеют большую тягу и способность к учению: относительный их процент среди ученых армянского народа очень высок.
42. Горцы удивительно щедры, зачастую до расточительности. Гости у них пользуются особыми привилегиями. Любой из них может рассчитывать на радушный прием: ради гостя может быть заколот последний ягненок в хозяйстве, вынуты из закромов последние припасы на зиму. Обычно обильное угощение гостя нередко сопровождается властными обращениями к женской половине семьи с требованиями побогаче и побыстрее накрыть на стол. Однако подобное обращение с женой не должно вводить в заблуждение, ибо среди горцев влияние женщины в семье обычно значительно превосходит влияние и значение женщины среди жителей долин. Больше того, в горах Армении жены и, особенно, матери зачастую являются истинными хозяйками в семье. Можно даже сказать, что щедрость горца имеет непосредственную связь с гостеприимством именно женской половины семьи.
43. ЖИТЕЛИ долин Армении значительно менее консервативны, легче и больше подвержены веяниям нового, однако при этом они менее доверчивы по характеру. Жители долин менее вспыльчивы, нередко флегматичны. "Долинники" менее горцев способны на компромиссы, и при кажущейся необходимости зачастую отстаивают свою точку зрения до конца. В разговорах часто агрессивны, напористы и категоричны, в суждениях безапелляционны. При том, что долинники более, чем кто другой, страдали от набегов и нашествий, они невоинственны, и даже излишне миролюбивы по природе, но при необходимости легко и органично превращаются в прекрасных воинов. В сравнении с горцами жители долин отличаются большей религиозностью, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды.
44. "Долинники" менее привержены род ственным связям, дальние родственники для них являются совершенно чужими людьми. Сравни тельно прижимисты, в том числе и при приеме гостей. Они более прагматичны в сравнении с горцами и гораздо более деловиты и пред приимчивы. Отличаются от горцев большим, просто фанатичным трудолюбием. Отношение к женщинам в долинах Армении нередко напоминают времена патриархального домостроя. Жители долин менее терпимы к представителям иных национальностей. "Долинники" легко меняют свои политические ориентации, по сравнению с горцами гораздо менее уважительно относятся к старшим и начальству. Почти у всех напрочь отсутствует привычное для Азии чинопочитание, больше того, иногда создается впечатление, что в начальство там стремятся люди, заранее обреченные на высмеивание и всеобщую неприязнь.
45. Современная армянская МОЛОДЕЖЬ нередко отличается безразборчивостью в поли тических пристрастиях, легкостью смены внутри и внешнеполитической ориентации. Присущий юношескому возрасту вообще максимализм особенно сильно развит у армянской молодежи, легко поддающейся влиянию различных течений в области моды, искусства, религии, этики, эстетики, языка общения. Армянская молодежь в массе своей тяготеет к учебе в вузах, хотя побудительной к тому причиной иногда является формула престижа "а чем мы хуже?" По этой причине стремление к учебе не всегда может означать стремление к знаниям. Главная и наиболее уважаемая наука - история, вне всякой зависимости от основного изучаемого предмета. Молодежь Армении сентиментальна, часто настроена на лирику: редко можно встретить молодого армянина, не пробующего силы в написании стихов.
46. Армянские юноши и девушки непрактичны, их редко волнует финансовая сторона дела, которым они занимаются в данное время. Работают увлеченно, но часто меняют пристрастия. Работа для молодежи является целью, а не средством. Занятый любимой работой молодой армянин нередко самоотстраняется от жизни, перестает интересоваться общественной жизнью, политикой, заработной платой. В работе он энергичен и инициативен, от него постоянно можно ожидать новых идей и находок. Молодой армянин является настоящей находкой для работодателя, неутомимый генератор открытий. На работе он не устает до тех пор, пока, как ему кажется, не достигнет высот в избранной профессии. Тогда он сникает: ему требуется новая область для применения знаний и энергии, и он легко меняет интересы. Это - романтичный идеалист, обо всем имеющий собственное суждение, но не пытающийся бороться за претворение в жизнь своих политических идей. Он уже удовлетворен любимой работой.
47. Молодежь Армении способна на скорые перемены во взглядах на жизнь, однако каждый раз новое быстро вытесняется еще более новым. При этом в глубинной своей сущности подавляющее большинство из них остается приверженцем и носителем истинно национальных традиций. Практически всегда, когда армянскому народу приходилось переживать нелегкие времена, именно в среде молодежи рождались силы, успешно отстаивающие национальную самобытность народа. При всей своей апатии и неразборчивости в политической ориентации, молодежь время от времени порождает в армянском народе националистические воззрения.
Армянская молодежь, вернее, его наиболее консервативная часть нередко выбирает для себя наиболее трудный путь в работе, искусстве, просто жизни. Во все периоды засилья армянской действительности инонациональной культурой и идеологией именно молодежь вставала в первые ряды защитников истинно национального. В этом случае она способна, стиснув зубы, до конца бороться за сохранение всего того, что принято называть национальной культурой.
48. ЖЕНЩИНЫ Армении являются наиболее консервативной частью народа. Пожалуй, лишь в выборе внутриполитических пристрастий армянки способны поддаться эмоциям, словесным и внешним эффектам. Традиционно армянки полноправные хозяйки лишь на кухне (в горах их права зачастую распространяются на всю семью). Это настоящие берегини и хранительницы семейного очага. Терпеливы, в массе своей безропотны, что, однако, вовсе не исключает завидного упорства при достижении поставленной цели. Исключительно трудолюбивы, чистоплотны. Обладают огромным энергетическим потенциалом: трудно определить, когда армянки спят, и спят ли они вообще.
Армянки отличаются и большой религиозностью. Можно утверждать, что именно женщины являются главной опорой Армянской Апостольской Церкви. Во всяком случае церковь всегда может иметь ввиду эту склонность к религии у армянок.
49. Вопреки распространенному мнению о женской болтливости, армянки крайне редко распространяются о своих семейных неурядицах. Будучи бесконечно преданными семье, они предпочитают справляться со своими проблемами без посторонней помощи. Снисходительны к нередко деспотичным выходкам супруга, но измены прощают трудно (если вообще способны простить). Любовь к детям у армянок зачастую принимает форму жертвенности и несравнимо превосходит любовь к родителям, мужу, и другим близким родственникам.
Армянки весьма склонны к компромиссам, легко соглашаются с собеседником, хотя подобная сговорчивость зачастую исходит от нежелания спорить. Зачем, если в итоге каждый останется при своем мнении? При этом армянки горды, зачастую до надменности. Взгляд незнакомой армянки практически невозможно поймать, она смотрит "сквозь" незнакомого*. Армянки чувствуют небо над головой (духовность) и землю под ногами (устои).
____________________
* Андрей Битов, Уроки Армении. Ереван, 1997.
____________________
50. Природное сердоболие подавляющего большинства армянок автоматически превращает их в искренне сочувствующих оппозиции и непримиримых оппозиционерок к существующей власти. При этом армянки, как правило, избегают активной политической деятельности, хотя с уважениям относятся к женщинам-политикам. Это - пассивный электорат, но оппозиция всегда может рассчитывать на их голоса. Армянки голосуют не разумом, а сердцем, и опытный политик обязательно учитывает эту особенность их характера. Будучи достаточно терпимыми к представителям иной национальности, армянки крайне неохотно соглашаются породниться с ними.
Гостеприимны, любят щегольнуть умением вкусно готовить и, обязательно, красиво накрыть стол. Не похвалить приготовленный армянской хозяйкой обед - значит слегка обидеть ее, хотя еще большее удовольствие она получает от с аппетитом поедаемого приготовленного ею блюда. У каждой армянки свои кулинарные секреты, которыми она с удовольствием поделится с гостьей.
51. ГОРОДСКИЕ жители Армении менее консервативны, легче увлекаются новыми поли тическими, культурными и этическими (не религиозными!) веяниями, способны часто менять свое политическое мировоззрение, иногда, особенно на начальном этапе, вплоть до ущерба национальным интересам. Понятие "новое" для них практически является полным синонимом понятия "хорошее". Предприимчивы, но и трудолюбивы. Щедры до расточительности, но, как правило, в кругу своей семьи: горожане больше любит угощать дома, даже при больших неудобствах и затратах, чем в любом ресторане. Любят излагать националистические теории, однако при этом отличаются терпимостью к представителям иных национальностей.
Мужчины привязаны к своей семье, детям, любят похвастать их иногда мнимыми талантами. Женщины более спокойно переносят успехи детей, хотя их зачастую жертвенная преданность семье намного превосходит мужскую.
52. Горожане в Армении нередко страдают "всезнайством", что особенно проявляется в области истории, политики и литературы. Эти области науки горожанами Армении полностью "приватизированы" вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью они занимаются на самом деле. Каждый армянин - это одновременно историк, филолог, поэт и министр иностранных дел. В спорах горожане почти всегда предубеждены и бескомпромиссны, даже если приходится обсуждать малознакомую или даже совершенно незнакомую проблему. Суждения отличаются категоричностью и полной безапелляционностью.
Горожане-мужчины нередко страдают нарциссизмом. Однако они, как правило, галантны, уважительны по отношению к женщинам, хотя в собственной семье могут отличаться крайней нетерпимостью и деспотичностью. Женщины, как уже было отмечено, незнакомых мужчин "не замечают". В семье они управляют штурвалом домашнего корабля, стараясь делать это так, чтобы муж не замечал собственной роли ведомого. Перефразировав известное изречение, можно сказать, что армянки - это премьер-министры при конституционном монархе.
53. Горожане отличаются отсутствием прагматичности, никогда не преминут щегольнуть щедростью перед знакомыми, пусть даже в ущерб экономическим интересам собственной семьи. Тщательно скрывают от окружающих семейные и финансовые неурядицы. Широко известное по многочисленным анекдотам доходящее до транжирства гостеприимство армян, как правило, является искусственной бравадой с зачастую тяжелыми для семьи последствиями. Все лучшее гостю, - этот девиз не столько является отражением уважения к гостю, сколько помогает тешить самолюбие хозяина. Удивить гостя, поразить его обилием блюд на столе, - в этом, как нам кажется, отражается урбаноцентризм жителя армянских городов. Нередко горожанин-армянин (не армянка!) приберегает деликатесные яства на случай прихода гостя. Дни рождения, свадьбы и даже похороны часто выливаются в соревнование с неизвестным конкурентом: кто больше потратится, кто больше выставит закусок.
54. СЕЛЬЧАНЕ, напротив, глубоко практичны, и частенько любят всуе жаловаться на трудную жизнь. При этом сельские жители гостеприимны. Хлебосольны, искреннее желание накормить гостя может доходить до назойливости. По-детски, до наивности, бескорыстны. Снисходительны к другим, но исключительно строги к членам своей семьи. Предприимчивостью, сельчане, как правило, не отличаются. Трудолюбивы до самоотверженности, в особенности жители долинных деревень. Патриархальны, крайне неохотно воспринимают новое. В суждениях не агрессивны, однако в спорах, соглашаясь с оппонентом, нередко остаются при своем мнении. Зачастую безразличны к политике, однако крайне трудно меняют свои ориентиры. Уважение к приезжим, особенно горожанам, чрезмерное, нередко граничащее с почитанием. Исключительно общительны, предпочитают коллективную работу. Сентиментальны. Наиболее уважаемый жанр литературы - исторические романы, нередко воспринимаемые в качестве непререкаемого учебника истории.
55. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ разделяется на две категории: приемлющих и не приемлющих национальную самобытность народа. При этом обе части нередко доходят в своем мировоззрении до полного отрицания противоположного мнения.
Возникновению двух направлений народной мысли - западничества и национализма - объективно способствовали этнополитическое и географическое расположение Армении, вся история страны, равно как и христианское вероисповедание. По сути, это один из вечных вопросов армянского народа - какой ориентации придерживаться во внешней политике - следовательно, какой культуре отдать предпочтение? Споры между западниками и националистами в находящейся на перекрестке трех континентов и двух мировых религий Армении порой принимали ожесточенный характер. Рим или Персия, Греция или Персия, Византия или Персия, Аравия или Византия, Россия или Европа?
56. Ультрарадикальным западничеством отличаются некоторые представители интеллигенции армянского народа, как правило, весьма поверхностно знакомые с западной культурой и увлекшиеся ее внешними эффектами. Можно сказать, что в отрицании национальной самобытности народа проявляется провинциальное мышление некоторой части армянской интеллигенции, бездумно идолопоклонствующей перед малознакомым и стремящейся уйти, "освободиться" от азиатщины. Такое поклонение перед Западом приводит к смешению понятий: национальная самобытность отождествляется с отсталой культурой масс, в то время, как все европейское воспринимается как синоним современного. В Армении нередко можно услышать выражения "национальные танцы или песни, или музыка" в оппозиции с понятием "современные танцы и т.д.", т.е. западными песнями, танцами, музыкой.