Николай Сукоян. Служитель двух муз
Представлена концепция реконструкции Центрального дома художника и Третьяковской галереи на Крымском Валу. Комплекс относится к так называемым “памятникам советского модернизма”, к которым в последние годы привлечено пристальное внимание в мире. Отмечалось, что “для своего времени это был своего рода манифест модернистской архитектуры. Для тогдашнего СССР это был “наш ответ Помпиду”, высокотехнологичная постройка – после завершения проектирования авторы подали порядка 100 патентов на изобретения”.
Проект реконструкции разработали голландское архитектурное бюро Рема Колхаса ОМА/АМО, в котором начинала свою карьеру знаменитая Заха Хадид и ТПО “Резерв” Владимира Плоткина.
Планируется превратить комплекс в многофункциональный художественный центр. После завершения работ площадь галереи увеличится с 61,7 тысячи до 78,9 тысячи квадратных метров. Фасадов реконструкция коснется частично. Предполагается внутренняя перепланировка, которая вернет зданию проектный вид, очистит от поздних дополнений и искажений. Дополнительные выставочные площади используют для увеличения количества проводимых выставок и массовых мероприятий.
Почему нас заинтересовала эта информация? Потому что одним из авторов реконструируемого здания является известный архитектор, армянин Николай Сукоян.
В 1956 году отмечалось 100-летие Третьяковской галереи. В дни работы Первого Всесоюзного съезда художников в сентябре 1956 года Правительством было принято решение о строительстве нового здания музея, куда перенесут всю экспозицию. Вначале место определили недалеко от дома в Коломне, где в 1832 году родился Павел Михайлович Третьяков. Но в 1959 году было принято новое решение о строительстве галереи на Крымском Валу. Тем более, что там имелся готовый фундаменте, подготовленный до войны для главного здания Президиума Академии наук СССР. Новый проект, над которым работала архитектурная группа под руководством Николая Сукояна и Юрия Шевердяева, был разработан в мастерской имени И.В. Жолтовского института “Моспроект-2”.
Проект был утвержден в марте 1964 года, но строительство, начатое в 1965 году, было завершено лишь в 1983 году. Крупномасштабное четырехэтажное здание было ориентировано на набережную Москвы-реки. Протяженные анфилады, большие залы, предусматривали возможности разнообразных пространственных трансформаций, интересных экспозиционных вариантов.
Николай Петрович Сукоян родился в 1915 году в Батуми в семье армян — беженцев из Ардвина (город в области Тайк Западной Армении, ныне в Турции). В детские годы учился в художественной студии В. Ф. Ильюшина. В 1934 году закончил Индустриальный техникум и рабфак в Тбилиси. Впоследствии учился в Московском архитектурном институте (МАрхИ). Был участником Великой Отечественной войны. До ухода на фронт занимался преподавательской деятельностью, являясь ассистентом профессоров Михаила Осиповича Барща и Владимира Осиповича Кринского. По возвращении из армии продолжил преподавательскую деятельность, параллельно обучаясь в аспирантуре и занимаясь практическим проектированием.
В 1947 году стал членом Союза архитекторов. Был одним из ближайших помощников академика архитектуры Ивана Владиславовича Жолтовского в его мастерской-школе. В 90-е годы являлся руководителем, главным архитектором проектов мастерской №3 института “Моспроект-2”, руководил разработкой проектов реконструкции площади Красных Ворот, театров "На Покровке", "Модерн", других объектов.
Комплекс на Крымском валу – самая масштабная работа зодчего. В последние годы жизни Николай Петрович был обеспокоен отказом московских властей предоставить зданию охранный статус, намерением снести комплекс и построить на его месте многофункциональный комплекс “Апельсин»” по проекту британца Нормана Фостера.
“ Художественный музей – хранилище вечных ценностей. Его образ спокойный,
монументальный, статичный. Выставочные залы для временных выставок – искусство в движении. Не всё ещё устоялось, не всё выдержит испытание временем. Образ беспокойный, порывистый, динамичный.
В образе здания Государственной картинной галереи, в его объёмно-
пространственном решении, во внешнем облике и внутренней организации авторы пытались найти ответ этим исходным позициям.
Нельзя оспаривать то, что здание является уникальным сооружением эпохи XX века и достойным хранилищем величайших художественных ценностей созданных на протяжении веков гением многонационального народа великой России. ”-- писал он.
Поддержал коллегу и Давид Саркисян, директор Музея архитектуры: “Неоднократно прозвучавшие негативные оценки существующего здания ЦДХ связаны с тем что люди еще не дозрели, этот период недооценен. Огромное количество людей с хорошим вкусом говорили мне – какой замечательный дом, неужели Вы собираетесь его ломать?! Там величественные фойе – это очень величественный дом. ЦДХ скорее украшает Москву, это часть нашей истории и памятник определенной эпохи. Повторяю – ЦДХ надо сохранить, это безусловно”.
Комплекс Галереи и ЦДХ удалось отстоять благодаря усилиям общественности и дочери архитектора художницы Вероники Сукоян.
Нельзя не отметить художественную деятельность архитектора. Николай Сукоян был членом Союза художников России, участником коллективных и персональных выставок. Его работы находятся в российских и зарубежных музеях, частных собраниях. Интересны его опыты в монументально – декоративном жанре: росписи и сграффито в клубе-столовой текстильной фабрики в Ташкенте, по его эскизам и при его непосредственном участии выполнены в 50-х годах росписи в московских кинотеатрах "Слава" и "Буревестник", барельеф на фронтоне Зооветеринарного института во Львове. Николай Сукоян является одним из авторов проекта декоративных скульптур для комплекса Центрального дома художника и Третьяковской на Крымской набережной.
Николай Петрович был почётным членом Международной Академии архитектуры (московское отделение), почётным членом Российской Академии архитектуры и строительных наук, заслуженным архитектором России, почетным строителем Москвы. Был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Москвы", "За взятие Берлина".
Талантливый зодчий и художник скончался 27 декабря 2009 года на 95-м году жизни.
ПАВЕЛ ДЖАНГИРОВ
Армянский музей Москвы предлагает вам посмотреть галерею живописных работ Николая Сукояна.
ПЕРЕЧЕНЬ:
1.
2.
3.
4. "Екатерининский дворец" (акварель)
5. "Марли" (акварель)
6. "Невские ворота Петропавловской крепости"
7. "Художник и модель" (акварель)
8. "Суздаль" (акварель)
9. "Великий Новгород" (акварель)
10. "Дворик на Соколе" (акварель)
11. "Венеция. Пьяцетта" (акварель)
12.
Одним из источников галереи является ресурс "Музеи России". (srv.museum.ru)