Загадка «Джиотто»

Загадка «Джиотто»

Есть у художника Геворга Григоряна, прозванного «Джотто» необычная серия картин. Впрочем, необычным у Григоряна было практически все. Но четыре картины из Национальной галереи Армении и его Дома-музея особенно интересны, прежде всего тем, что разорваны во времени. На обложке: “Реквием на смерть вождя”, 1927, Национальная галерея Армении

Художник родился в 1897 году в Тифлисе. В его юношеские годы клуба «Вернатун» уже не существовало, но пообщаться с Туманяном, Ширванзаде, Чаренцем и другими он все-таки успел. Это произвело большое впечатление на юношу. Григорян окончил ВХУТЕМАС в Москве, и вернулся в родной город. В шестидесятые он переехал в Ереван. В тридцатые годы художник был вынужден сжечь около четырехсот полотен: они были посвящены Геноциду.

Реквием, Геворк Григорян, 1929, Национальная галерея Армении

Реквием, Геворк Григорян, 1929, Национальная галерея Армении


«Реквием» (1929)

На картине изображен мужчина, над которым склонились три фигуры. Выражения лиц у этих троих отличаются: у одного из них вид весьма отстраненный, женщина в центре, напротив, устремила к нему все свое внимание. Между тем, вид усопшего весьма выразителен, это молодой еще мужчина, который даже на смертном одре будто продолжает жить. Двумя годами ранее Джотто другую картину с похожим названием: «Реквием, смерть вождя». По всей видимости, она была посвящена смерти Ленина. Каким образом в воображении художника родился образ, повторенный им затем несколько раз?

Например, вот в таком виде:

«Чаренц и Комитас» (1924)


Через много лет, перед самой смертью, Григорян изобразил известный эпизод, случившийся на похоронах великого Комитаса. Прощание с Комитасом проходило под пение девичьего хора, исполнявшего «Аве Мария». Отпевание проходило в городской Филармонии, в том самом зале, который в наши дни называется Малым. Так вот, скандальный поэт, подойдя к гробу крикнул хористкам: «Что же вы поете на панихиде Комитаса?! Нужно петь его песни!» Эта история передавалась из уст в уста, так как даже после реабилитации Чаренца не обо всех его поступках говорили вслух. По какой причине Джиотто обратился к этому сюжету и повторил композицию «Реквиема»? Возможно, никакой причины не было.

Затмение 1966.jpg

«Затмение» (1966)


Очень интересная работа. Мы снова видим лежащего на спине мужчину и двух женщин. Композиция гораздо более сложная и интересная, картина дополнена мрачным лунным пейзажем, но самое любопытное — сам мужчина. Он очень похож на усопшего с картины «Реквием», а возможно, это один и тот же человек. И что самое интересное, мужчина с «Затмения» старше. Уж не сам ли это Джиотто?

Автопортреты с матерью


На картине «Я и моя мать» Джиото пишет свой детский портрет в профиль. Сходство не настолько очевидно, но все же есть. А вот на второй картине, «Прощание», ошибиться уже трудно. Что же заставляло художника снова и снова обращаться к теме своей смерти и думать о том, как будут переживать ее близкие люди? Или Джиотто имел ввиду некую давно забытую легенду, о погибшем герое? Об этом мы уже никогда не узнаем.

Загадка «Джиотто»