Загадка «Джиотто»
Есть у художника Геворга Григоряна, прозванного «Джотто» необычная серия картин. Впрочем, необычным у Григоряна было практически все. Но четыре картины из Национальной галереи Армении и его Дома-музея особенно интересны, прежде всего тем, что разорваны во времени. На обложке: “Реквием на смерть вождя”, 1927, Национальная галерея Армении
Художник родился в 1897 году в Тифлисе. В его юношеские годы клуба «Вернатун» уже не существовало, но пообщаться с Туманяном, Ширванзаде, Чаренцем и другими он все-таки успел. Это произвело большое впечатление на юношу. Григорян окончил ВХУТЕМАС в Москве, и вернулся в родной город. В шестидесятые он переехал в Ереван. В тридцатые годы художник был вынужден сжечь около четырехсот полотен: они были посвящены Геноциду.
«Реквием» (1929)
На картине изображен мужчина, над которым склонились три фигуры. Выражения лиц у этих троих отличаются: у одного из них вид весьма отстраненный, женщина в центре, напротив, устремила к нему все свое внимание. Между тем, вид усопшего весьма выразителен, это молодой еще мужчина, который даже на смертном одре будто продолжает жить. Двумя годами ранее Джотто другую картину с похожим названием: «Реквием, смерть вождя». По всей видимости, она была посвящена смерти Ленина. Каким образом в воображении художника родился образ, повторенный им затем несколько раз?
Например, вот в таком виде:
«Чаренц и Комитас» (1924)
Через много лет, перед самой смертью, Григорян изобразил известный эпизод, случившийся на похоронах великого Комитаса. Прощание с Комитасом проходило под пение девичьего хора, исполнявшего «Аве Мария». Отпевание проходило в городской Филармонии, в том самом зале, который в наши дни называется Малым. Так вот, скандальный поэт, подойдя к гробу крикнул хористкам: «Что же вы поете на панихиде Комитаса?! Нужно петь его песни!» Эта история передавалась из уст в уста, так как даже после реабилитации Чаренца не обо всех его поступках говорили вслух. По какой причине Джиотто обратился к этому сюжету и повторил композицию «Реквиема»? Возможно, никакой причины не было.
«Затмение» (1966)
Очень интересная работа. Мы снова видим лежащего на спине мужчину и двух женщин. Композиция гораздо более сложная и интересная, картина дополнена мрачным лунным пейзажем, но самое любопытное — сам мужчина. Он очень похож на усопшего с картины «Реквием», а возможно, это один и тот же человек. И что самое интересное, мужчина с «Затмения» старше. Уж не сам ли это Джиотто?
Автопортреты с матерью
На картине «Я и моя мать» Джиото пишет свой детский портрет в профиль. Сходство не настолько очевидно, но все же есть. А вот на второй картине, «Прощание», ошибиться уже трудно. Что же заставляло художника снова и снова обращаться к теме своей смерти и думать о том, как будут переживать ее близкие люди? Или Джиотто имел ввиду некую давно забытую легенду, о погибшем герое? Об этом мы уже никогда не узнаем.