Восстановление мечети в Шуши: культура без предрассудков
В городе Шуши Республики Арцах полным ходом протекают восстановительные работы в персидской мечети Гоухар-Ага — памятнике иранской культуры на армянской земле. К настоящему времени практически закончено строительство здания медресе, располагающегося на территории религиозного комплекса. Это здание будет служить административным помещением после открытия мечети в качестве музея.
Проект восстановления Верхней мечети Шуши (еще одно название Гоухар-Ага) был разработан группой иранских специалистов во главе с архитектором Саидом Нахаванди. Сотрудники его фирмы Part Saman Jahan Co. провели глубокую и всеобъемлющую исследовательскую работу, как на месте, так и в архивах Армении, Азербайджана, Ирана, России и даже Европы. В результате им удалось восстановить полный облик мечети в ее первозданном виде. Именно таким памятник предстанет взорам шушинцев и гостей города по окончании работ.
Инициатива реконструкции Гоухар-Ага принадлежит руководству Республики Арцах, конкретно — Управлению по туризму и охране исторической среды при Минэкономики, которое обратилось к мусульманским государствам с просьбой помочь в этом деле. Первыми, кто отозвался на приглашение, оказались иранские специалисты. Это неудивительно, ведь Верхняя мечеть в Шуши — памятник иранской истории и культуры, а иранцы очень трепетно и бережно относятся к своему наследию. Не секрет, что Арцах является непризнанной республикой, до сих пор пребывающей в состоянии тлеющего конфликта с соседним Азербайджаном, стремящимся не только к установлению военно-политического контроля над этим государством, но и к присвоению исторического наследия соседних народов — как армян, так и иранцев. Поэтому Баку пытался создать архитектору Нахаванди максимум сложностей в его работе. Однако, как заявляет сам специалист, он не является политиком, занимается восстановлением памятников по всему миру и готов качественно выполнять свою работу в любой части земного шара. Его команда уже проводила реконструкции памятников армянской культуры на территории Ирана, что свидетельствует с одной стороны, об объективности самого архитектора, а с другой — к равному вниманию иранского правительства к истории и культуре разных этносов, религий и конфессий.
Однако вернемся к самой мечети. Как только изначально армянский населенный пункт Шуши получил в составе Российской империи в 1847 году статус города, он начал превращаться в экономический, политический и культурный центр региона. Наряду с армянами туда стало прибывать мусульманское население, причем, в основном принадлежавшее к шиитскому направлению ислама. Дело в том, что до Гюлистанского договора 1813 года Шуши, как и весь Арцах, входил в состав Персидской империи Каджаров (в рамках империи на этих землях располагалось появившееся во второй половине XVIII столетия Карабахское ханство), государственной религии которой был шиитский ислам. Соответственно и в Шуши пребывало и расселялось мусульманское население, которое тогда называли, либо просто «мусульмане», либо «татары». В результате город оказался разделен на христианскую и мусульманскую части, каждая из которых имела свои религиозные сооружения, а также культурные памятники. Именно в мусульманской части Шуши была построена 1883 году мечеть Гоухар-Ага. Создателем этого религиозного сооружения стал персидский архитектор Кербели Сефи Хан. А свое известное название мечеть получила по имени жены персидского шаха Фатх Али Каджара Гоухар, которая была также внучкой Карабахского хана Панах Али. Второе название Гоухар-Ага, «Верхняя» указывает на ее местоположение в городе со сложным рельефом. Также она являлась главной, «соборной» мечетью города или джумэ-мечетью.
Гоухар-Ага — не просто мечеть, это целый религиозный комплекс, на территории которого располагались несколько административных зданий, а также уже упомянутое выше медресе. Относительно бесконфликтное проживание в Шуши армян и мусульман закончилось в начале XX века, когда начались погромы армянского населения. Наиболее крупные межнациональные столкновения произошли в 1905 году, когда сотни человек были убиты, а многие из выживших спешно покинули город. Однако самое страшное для армян Шуши было впереди — как только в 1918 году Шуши оказался включен в образовавшуюся на развалинах Российской империи Закавказскую демократическую федерацию (ЗСФСР), а затем в Азербайджанскую демократическую республику. Местные мусульмане, лишь несколько лет назад услышавшие название «Азербайджан» и почувствовавшие себя азербайджанцами, приступили к резне армянского населения в еще больших масштабах.
После установления в Шуши и всем Закавказье советской власти многие религиозные сооружения города утратили свое прямое, культовое значение, превратившись в музеи и памятники архитектуры. Снесены были и руины армянской части города, не вписывавшиеся в его новый архитектурный облик. После начала Карабахского движения в 1988 году, Шуши стал центром азербайджанского сопротивления выходу Арцаха из-под контроля Баку. Именно из Шуши велся артиллерийский обстрел жилых кварталов Степанакерта. Местные армяне были выселены из своих домов. Лишь в 1992 году, 9 мая, армянские вооруженные силы освободили Шуши в ходе операции «Свадьба в горах». К сожалению, военные действия нанесли архитектуре города и его инфраструктуре серьезный ущерб. Правительство Арцаха с первых послевоенных лет озаботилось восстановлением Шуши и приданием ему первозданного вида, причем восстанавливаются как христианские, так и мусульманские памятники — все они часть истории края.
Азербайджан постоянно сыплет обвинениями в уничтожении исламских памятников на территории республики в адрес арцахских властей, однако проект реконструкции мечети Гоухар-Ага полностью опровергает эти претензии. В отличие от Азербайджана, где сравниваются с землей армянские кладбища, разрушаются и воруются хачкары, уничтожаются церкви и даже их руины, в Арцахе следят за памятниками истории и культуры, независимо от их конфессиональной, национальной или идеологической принадлежности. К слову, реставрация Гоухар-Ага — не единственный подобный проект сотрудничества арцахских властей с иранскими специалистами в восстановлении культурных памятников. Уже имеются планы и на ряд других мусульманских строений на территории Арцаха, требующих пристально внимания историков, культурологов и, конечно же, реставраторов.
Антон Евстратов,
кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews