Эдуард Утуджян - пионер подземного градостроительства
В 1969 году московское издательство “Мир” выпустило в свет книгу французского архитектурного критика Мишеля Рагона “Города будущего”. Книга вызвала большой интерес, и не только у специалистов. В ней автор рассматривал варианты развития градостроительных идей, причем, порой самых необычных.
Одна из глав была посвящена архитектору и инженеру Эдуарду Утуджяну. В то время подземной урбанизации стали уделять внимание и в Армении. Тем интереснее было ознакомиться с опытом нашего соотечественника.
Ерванд Эдуард Утуджян родился в Константинополе в 1905 году в семье цинкографа Миграна Утуджяна. Образование получил в католическом колледже мхитаристов и в престижном американском “Роберт-колледже”, изучал французский язык. В середине 20-х годов приехал в Париж.
На юношу огромное впечатление произвел парижский метрополитен. В июне 1926 года он поступил в Национальную школу изобразительных искусств (мастерская Понтремоли). По окончании в 1931 году был принят на факультет городского планирования Парижского университета.
Эдуард Утуджян развивал идею строительства подземного города. Делал расчеты, встречался с корифеями новой архитектуры Огюстом Перре, Ле Корбюзье. Параллельно посещал разные курсы, школу высших коммерческих и финансовых исследований, школу гражданского строительства. В 1933 году вместе с несколькими энтузиастами создал “Группу по изучению и координации подземного градостроительства” (GEKUS), которая со временем разрослась в солидную международную организацию, где были собраны инженеры, архитекторы, геологи, юристы, биологи, химики, геотехники, работающие в десятках стран. Начал издаваться журнал “Подземный мир”. Утуджян долгое время был генеральным секретарем группы GEKUS и “Международного постоянного комитета по технике и градостроительству” (CPITUS).)
Свои градостроительные принципы Утуджян впоследствии подробно изложил в книгах “Дом завтрашнего дня” (1945 г.), “Подземная урбанистика”(1952 г.), “Архитектура и подземная урбанистика”(1966 г.).
Он видел город будущего, похожим на дерево: корни, ствол, крона. Корневой основой должна была стать надежная подземная инфраструктура, где бы располагались объекты жизнеобеспечения, транспорт.
“Если избавиться на поверхности земли от сооружений, которые там не нужны… можно за их счет увеличить площадь зеленых насаждений, разбить новые парки и скверы, построить стадионы. Исторические памятники, старые городские кварталы, освобожденные от всего лишнего, что их портит и искажает, вновь обретут былую красу в подобающем окружении”.
Поначалу группа занималась локальными задачами: подземными кинотеатрами, автостоянками, убежищами. Но все предложения “пионеров подземной урбанизации” властями отклонялись. Разве что Утуджяну поручили разработку проекта подземных очистных сооружений. В 1936-41 годах он создал самую мощную в мире очистную станцию для Парижа. И впоследствии став крупным специалистом в этой области, распространил свой опыт на другие города.
Несмотря на то, что досконально разработанные предложения Утуджяна и его единомышленников приветствовались и даже удостаивались премий на конкурсах, они не послужили толчком к развитию подземного строительства и вежливо откланялись властями.
Но если Утуджян в своих проектах отводил подземное пространство главным образом для технических целей, его единомышленники придавали им более широкие функции. В качестве примеров можно привести так и не реализованные проекты подземного города Макса Абрамовитца для Питтсбурга в Соединенных Штатах или Поля Маймонта для расширения Парижа под Сеной.
Архитектор писал, что “отставание в подземном градостроительстве, несмотря на то, что оно появилось одновременно с наземным и, быть может, освящено более древними традициями, объясняется именно страхом и отвращением, которые люди испытывают к подземелью”.
Не имея возможности воплощать свои идеи в жизнь, архитектор ездил с лекциями по миру, занимался проектированием и строительством наземных объектов: особняков, жилых домов, больниц, общественных зданий, заводов и даже аэропортов. Увлекся он и изучением армянской культовой архитектурой, итогом которого стала изданная в 1967 году монография “Архитектура Армении. IV—XVII века”. Вместе с архитектором Фредериком Готье он построил в 1969 году в коммуне Труана, пригороде Женевы, армянскую церковь “Сурб Акоп”. Участвовал в реставрации Эчмиадзинского монастыря в Армении. В 1973 году руководил реставрацией армянского отделения храма Гроба Господня в Иерусалиме. Консультировал проектирование армянского собора “Сурб Вартан” в Нью-Йорке и храма “Сурб Саркис” в Детройте.
Понадобилось тридцать лет, чтобы идеи подземной урбанизации стали наконец воплощаться в жизнь. В 1965 году здание ЮНЕСКО в Париже “подросло” на три подземных этажа по проекту Бернара Зерфюсса. Власти заинтересовались и другими предложениями “подземных урбанистов”.
Эдуарду Утуджяну все-таки удалось осуществить при жизни несколько своих крупных подземных проектов. Это Торговый центр в Сан-Франциско, Подземный зоопарк в Бостоне, экспериментальный жилой район в Осаке.
Брат Эдуарда Утуджяна, Мартин, сыновья Мартин и Пьер также были архитекторами. У них есть и совместные постройки.
Эдуард Утуджян был удостоен французского Ордена Почетного региона и наград разных стран. Скончался он в 1975 году.
Павел ДЖАНГИРОВ