Стекло, обработанное огнем: космогония Айка Карташяна
Армянский музей Москвы уже рассказывал вам про замечательные решения ереванского дизайнера по свету Айка Карташяна.
Эти светящиеся кольца - светильник, предназначенный для домашнего интерьера. Сам Айк рассказывает, что для его создания он обработал стекло огнем, добавив к нему разные органические соединения. Здесь чувствуется большая связь армянской дохристианской культуры с сакрализацией огня.
Вероятно, на формирование представлений о портакарах также повлиял известный миф о рождении Митры (в армянской мифологии — Мгер) из камня и его уходе в скалу. В этой связи, портакары также считались вратами в потусторонний мир. Согласно дохристианскому ритуальному обряду, женщины, желавшие забеременеть, ложились, либо прижимались к портакарам животом, что, по верованиям армян, способствовало беременности. Частью обряда было зажжение свечи и окуривание портакара благовониями.
Частью обряда было зажжение свечи и окуривание портакара благовониями.
Если в результате такого обряда рождался ребёнок, то на портакаре делался сакральнай знак-отметина. Соответственно, чем больше подобных знаков на портакаре, тем мощнее считался портакар, и тем большей популярностью он пользовался среди населения.