Караундж. Конец одной сенсации?

Караундж. Конец одной сенсации?

Есть в Сюникской области Армении место, которое именовалось Хошун-даш. Здесь находится древний мегалитический памятник из нескольких сот вертикально стоящих необработанных камней не намного выше человеческого роста. Специалисты датировали его возраст примерно третьим тысячелетием до нашей эры.

Круг из вертикальных камней – кромлех, цепочка из таких же камней – аллея менгиров, каменная гробница – дольмен. У некоторых камней в верхней части есть круглые отверстия диаметром пять сантиметров. Типичный памятник того времени, каких в мире десятки. В Армении и в других районах есть подобные объекты, правда, меньшего масштаба, например менгиры Шамирана и Талиша, раскопки в Мецаморе. Отверстия и стали причиной “научной сенсации”, привлекшей внимание к сюникскому памятнику, десятилетиями находившемуся вне поля зрения ученых.

В Армении и в других районах есть подобные объекты, правда, меньшего масштаба, например менгиры Шамирана и Талиша, раскопки в Мецаморе.

В Армении и в других районах есть подобные объекты, правда, меньшего масштаба, например менгиры Шамирана и Талиша, раскопки в Мецаморе.

В середине 80-х годов прошлого века в Бюраканской астрофизической обсерватории работала известный астрофизик, доктор физико-математических наук Эльма Суреновна Парсамян. Она была в числе первых, кто высказал мысль, что у памятника Хошун-даш может быть определенная связь с космосом. Статья, которая была предложена в редакцию газеты “Коммунист”, вызвала у редактора Бориса Михайловича Мкртчяна сомнение в части тюркского названия местности. И он предложил заменить его на более благозвучное Зорац-Карер (Войсковые камни). Оттуда и пошло. Однажды в приватном разговоре по теме кто-то из ученых заметил, что там неподалеку находится село Караундж. Другой заметил: Караундж – Стоунхендж. Так ведь последнему также приписывают астрономическое назначение! Почему бы не быть таковому и нашему памятнику?

Никого не смутило то, что село Караундж находится в тридцати километрах от места, где находится мегалитический памятник, и ни один исторический источник не связывает эти два места. Что эти скромные нагромождения камней не выдерживают по масштабам сравнения с всемирно известным английским памятником. 

Идея именовать впредь Хошун-даш Караунджем стала доминирующей.

Тему подхватил директор НИИ радиофизических измерений, профессор Парис Геруни. Он организовывал на протяжении нескольких лет экспедиции, в том числе и с международным участием. Публиковал отчеты в прессе, доказывая, что отверстия в камнях служили для наблюдения за звездами, а не для перетаскивания камней, или привязывания животных. Заявил об открытии Храма Солнца — главного божества древней Армении, первой в мире высокоразвитой обсерватории, древнего учебного центра. Возраст определил не третьим, а седьмым тысячелетием до нашей эры, унизив возраст Стоунхенджа.
Робкие возражения серьезных ученых тонули в восторженных газетных и журнальных публикациях. Годы шли, к “древнейшей обсерватории” были проложены туристические маршруты, снимались фильмы и телевизионные репортажи, издавались буклеты. Космическое назначение Караунджа вошло и в книгу Париса Геруни "Армяне и Древнейшая Армения". Выросло целое поколение молодых людей, которые уверены, что армяне первыми в мире вели наблюдение за звездным небом.

6621264.jpg

 

В этом году армянскими археологами здесь были начаты раскопки. Вскрыли центральный курган, нашли бусы, глиняную посуду, кувшин с костями жертвенного животного, наконечники стрел. Никаких намеков на диалог с небом обнаружить не удалось. Подтверждено также высказанное ранее свидетельство историка армянской архитектуры, профессора Вараздата Арутюняна, что камней было больше, они были мелкими и заполняли промежутки между большими камнями, создавая ограждения.

И буквально на днях руководитель археологической экспедиции “Зорац Карер”, ученый секретарь Службы охраны исторической среды министерства культуры Армении Ашот Пилипосян заявил, что  “это – древнее захоронение, правда на несколько тысяч лет старше “обсерватории Париса Геруни”. Что, однако, нисколько не умаляет значения этого памятника ни в масштабе Армении, ни в мировом масштабе”. Ученый уточнил также, что “раскопки будут продолжены, чтобы уточнить раз и навсегда назначение данного памятника, обросшего всевозможными легендами”.

Возникает вопрос: что важнее истинная история или красивая легенда? Некоторые склонны ко второму, они считают, что не надо отвергать версию Геруни. Судите сами по фотографиям и решайте, кто прав.

Павел Джангиров

Караундж. Конец одной сенсации?