Марков и другие: эволюция "армянского эксперта"
Очевидно, что российская политология, привившая себе такие жанры американского телевидения, как политические ток-шоу или предвыборные теледебаты, за последние 20 лет порядком маргинализовалась. Известные ученые, эксперты, депутаты и сенаторы выступают на телевидении с двумя основными целями — донести свою позицию, набрать «очки» и попасть в информационные потоки. «Время покажет» или «Военная тайна». Как эти передачи далеки от той профессиональной планки, что держала советская, так презираемая нынче, журналистика, телевизионная в том числе, где были такие личности, как публицист, политолог и дипломат Александр Бовин, который, кстати сказать, занимал довольно независимую позицию по вопросу введения войск в Чехословакию.
Внезапно этих личностей сменили Чумак с Кашпировским, герои «Аншлага», «Взгляда», прямые включения из залов заседаний пленумов. Среди мутных потоков действительно попадались лидеры общественного мнения.
Но с тех пор российское телевидение не может прийти в себя. Политологи как высшая каста и белая кость были вынуждены приспособить себя к аудитории. Откинувшись после телесериала и взяв отечественный аналог попкорна с бескрайних полей Кубани, именно этот потребитель новых политических доктрин и разъяснений в духе «А что там ООН про Гондурас решил?» стал формировать спрос.
По армянскому вопросу удовлетворять его стали буквально все: и политолог-театральный режиссер Сергей Кургинян, и руководитель фракции ЛДПР, то тюрколог, то армянофил Владимир Жириновский, такие уважаемые тяжеловесы, как директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии, бывший сенатор Семен Багдасаров, политолог Карине Геворкян, писатель, общественный деятель Армен Гаспарян.
Продажа российского вооружения Азербайджану — одна из самых болезненных точек российского и армянского диалога. После событий апреля 2016 года антироссийские настроения в Армении усилились. При этом миграция в Россию не прекращается и, возможно, находится на своем очередном пике.
В то время, как российским (и не только) оружием убивают армян на границе с Азербайджаном, кто-то бесконечно призывает информировать российского телезрителя о том, что убивать людей, особенно карабахских детей на пришкольных участках, — это не допустимо для стратегического союзника. Именно в такие дни мемами становятся то Дмитрий Рогозин, то Дмитрий Медведев, то Сергей Марков.
Возникла новая старая тема: вчера в эфире телепередачи «Время покажет» российский политолог Карине Геворкян заявила, что продажа Россией оружия Турции — систем С-300 и С-400 — может отвернуть от Москвы ее единственного верного союзника в Южном Кавказе — Армению. «В Армении действуют множество прозападных всевозможных фондов, финансируемых Западом, которые уже кричат: «Вот ваш союзник — Россия! Продает оружие Турции! У нас в Армении нет ни одного пророссийского политика, мы работаем с олигархами, а не с обществом! Мы можем потерять Армению, как Украину!» — заявила российский политолог Карине Геворкян.
Ответ на ее отповедь пришел от политолога, общественного деятеля, доверенного лица Владимира Путина, экс-депутата Государственной Думы, преподавателя МГУ Сергея Маркова. «Закройте эти Фонды, свергните власть в Армении и приведите к власти пророссийское правительство!»
Пока пророссийские армянские политологи, журналисты пытаются прекратить гонку вооружения в регионе, опираясь на то, что продажа оружия Азербайджану закончится тем, что оно будет направлено против самой же России, уважаемый переводчик, востоковед Карине Геворкян зачем-то мечет бисер перед Марковым. Который наутро окажется в шортах, с лицом в состоянии перманентной абстиненции героем армянского анекдота.
Понятно, что недопустимо. Ясно, что такие позиции вредят действиям российской «мягкой силы» и другим дипломатическим каналам. Что в очередной раз задевает армянскую общественность, с которой не разговаривают, и которая озлобляется с каждым таким выпадом.
Целевая аудитория российского телевидения в таких месседжах тоже не нуждается. Сознание ее не пробудится. Люди, стряхнув шелуху с треников, не станут решающим фактором в деле прекращения эскалации конфликта.
Валерия Олюнина