Вазген I и Мисак Торлакян: последнее благословение армянского героя
В книге Габриэла Лазяна, изданной в 1936 году в Афинах, о его судебном процессе можно прочесть: «Напротив судей на скамье сидит обвиняемый, Мисак Торлакян. Рядом с ним турецкий полицейский, рядом с ним – переводчик. За ними, вокруг стола генерального прокурора собрались представители международной прессы.
На правой руке Мисака Торлакяна – повязка. Он – среднего роста, смуглолицый, с черной густой шевелюрой, маленькими черными усиками над широким ртом, скулы выдающиеся, глаза черные, большие и глубоко сидящие. Его взгляд сосредоточен, безразличен. Тот же вид, та же поза – на протяжении всего процесса: и когда свидетели делятся своими кошмарными воспоминаниями, и когда защитники обмениваются острыми репликами. Мисак сидит неподвижно, никаких изменений в лице. Этот несчастный, потерявший в своей квартире в Эрменикенде всех своих близких, сам ранен в трех местах и еще носит пулю в теле».
Среди свидетелей были и те армяне, кто избежал гибели в Османской Турции, а теперь вновь увидел, как продолжается стратегия пантюркизма в советском Азербайджане. Среди обличающих была и "красная княжна" Тамара Алексеевна Волконская, сестра милосердия 1-го Кавказского кавалерийского полка, которая была ранена во время описываемых событий. Прошедшая всю Вторую мировую войну.
Кем же был убитый Бехбуд?
Бехбуд-хан Джаваншир родился в 1877 году в селе Азад Каракоюнлу Джеванширского уезда, в семье Азад-хана. С 1890 по 1898 год Бехбуд-хан получает среднее образование в Тифлисской реальной школе.
В 1902 году он поступил в Горную академию во Фрайбурге в Германии, которую с отличием окончил в 1906 году. Владея немецким языком, Бехбуд-бек поехал в Лондон, где год учился на курсах совершенствования и выучил английский язык.
Вернувшись на Родину в 1907 году, он начал работать на нефтяных промыслах Шибаева в качестве главного инженера. Был членом благотворительного общества а также, как сообщает в своём рапорте № 29 от 28 августа 1907 года Министерству внутренних дел начальник Джеванширского уезда — тайной антигосударственной организации «Дифаи» (наряду с Ахмедбеком Агаевым, Герайбеком Герайбековым, Маммед Гасаном Гаджинским, Исабеком Ашурбековым и Нифтали беком Бейбутовым.
C 17 июня 1918 года занимал должность министра внутренних дел Азербайджанской Демократической Республики (до декабря), а с 6 октября того же года замещал министра торговли и промышленности. Позже, участвуя в парламенте Республики, открыл 18 июля 1919 года коммерческую фирму «Деянет».
После установления в Азербайджане советской власти, не без помощи Наримана Нариманова, Бехбуд-хану Джаванширу удалось избежать тюремного заключения и он работал в качестве инженера на уже советских нефтяных промыслах Баку.
Почти полвека, 47 лет, Мисак Торлакян жил с этим воспоминанием о ликвидации «Талаата Азербайджана». То того дня, когда он перед смертью в 1968 году не встретился с Вазгеном I, который «положив правую руку ему на лоб, благословил его».
Возможно, в архивах есть подтверждение тех фактов, что это была не первая встреча Католикоса и Мисака. Потому что сам член «Немезиса» до 1941 года жил в Румынии. Именно в эти годы Левон Абрамович Палчян (так звали Вазгена I в миру) окончил факультет литературы и философии Бухарестского университета, продолжал свое светское образование, а также начал углубляться в религиозные вопросы, ближе знакомился с Армянской церковью. Установил личный контакт с главой Румынской епархии — архиепископом Усиком Зограпяном, что и привело его к пастырскому служению.
Итак, 18 июля 1921 года. Когда юный будущий католикос учится в бухарестском лицее Мисакян-Кесимян, в Стамбуле члены «Немезиса» Ерванд Фундукян, Арутюн Арутюнянц и Мисак Торлакян производят акт возмездия. В октябре 1921 года трибунал признал Торлакяна виновным в убийстве, но не отвечающим за свои действия как совершенные в состоянии аффекта и выслан в Грецию.
Мисак в 1941 году покидает Румынию. Идет Вторая мировая война. Он уже опытный фидаин: с женой активно сражался в организации самообороны армян Трапизона, в Апаранском сражении (май 1918).
Во время Второй мировой войны он активно занимается спасением армянского населения и военнопленных. Лично провел операцию по захвату секретных документов турецкого командования относительно планов распространения пантюркизма и захвата Кавказа, что вынудило нацистов не доверять туркам как союзникам. В Западной Германии занимался армянскими беженцами, помог многим перебраться в США. С 1952 года жил в Калифорнии (США). Автор мемуаров «С моими днями», которые после 1953 года имели несколько изданий.
В воспоминаниях о расстреле Бехбуда-хана Дживаншира Мисак Торлакян подробно описал, как он, бывший министр внутренних дел Азербайджана, приехал в Полис – Стамбул как торгпред большевиков, возможно, с целью вывезти из Баку свое богатство.
В ноябре 1968 года Католикос всех армян Вазген Первый находился с первым патриаршим визитом в Калифорнии. Об этом, находясь в Буэнос-Айресе в 2011 году, писал Ара Папян. Он стает, что Вазген I хорошо осознавал, что он на долгие годы может стать «невыездным», то есть арестантом в границах одной страны и, быть может, стал им. Ведь 80-летний Мисак Торлакян, теперь умирающий в одной из калифорнийских больниц, убил одного из лидеров «братского Азербайджана». Однако Патриарх хорошо понимал и то, что для существования нации нужные великие дела, и Патриарх первым должен стоять в ряду знаменосцев великих дел. К тому же уже мемориал на Цицернакаберде был год, как построен, хотя отдельные его элементы дорабатывались вплоть до 1990-х годов.
Стрела мемориала символизирует расколотый армянский народ, меньшая часть которого живёт в Армении, а большая — в спюрке. Так, в том числе и благословением Мисака, Вазген I утолял боль всего армянского народа.
Валерия Олюнина