Редакция

Кто такие езиды: этнос и религия

Редакция
Кто такие езиды: этнос и религия

Вокруг вопроса этнической принадлежности езидов ведутся неутихающие споры, выдвигаются версии и гипотезы. Большинство представителей самих езидов считает себя уникальным этносом. Любые версии об их отождествлении с курдами ими категорически отвергаются. Но есть среди езидов и те, кто все же называет себя курдами, или езидскими курдами. Согласно общепринятой версии, езиды относятся к курдской этноконфессиональной группе, говорящей на диалекте курдского языка — курманджи, или ездики, как его называют сами носители. Ездики принадлежит к северо-восточной подгруппе иранской ветви индоевропейской семьи языков.

Примерная численность езидов составляет 200 тысяч человек. В основном они проживают в Сирии, Иране, Ираке и Турции. Живут езиды и в Армении. Езидская община Армении стала складываться во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Это была первая волна миграции езидов в Восточную Армению. Затем же последовала Первая мировая война.

Езидская община Армении проживает преимущественно в селах областей Арагацотн, Армавир, Арарат, Ширак, а также в городах Ереван, Гюмри, Ванадзор, Абовян, Дилижан и Ташир. Сфера их занятий в основном распространяется на скотоводство (овцеводство), садоводство и земледелие.

 

Не меньше споров, чем этническая принадлежность езидов, вызывает и их религия. Тут можно столкнуться и с домыслами, и с неверным истолкованием.

Религия езидов — езидизм, или шарфадинизм — имеет синкретический характер. Она содержит в себе элементы и зороастризма как основы, и христианства, и иудаизма, и ислама.

Езиды верят в существование Единого Бога, проявляющего себя посредством Святой Троицы (Триады): Малак-Тавуса (ангел-павлин), Шейха Ади (почтенный старец) и Султана Езида (в обличье молодого человека). Бог поручил ангелам весь созданный им мир.

Согласно вере езидов, Бог сотворил космос с помощью Малак-Тавуса. В некоторых же устных легендах Малак-Тавус сам выступает как творец. Интересно и необычно его изображение в виде павлина — ангела-павлина. Именно вокруг него и разгораются споры и возникает непонимание.

Мусульманские и христианские критики езидизма часто ошибочно ассоциируют почитаемого езидами Малак-Тавуса с Иблисом, или с падшим ангелом, изгнанным Богом из рая из-за своей гордыни. После своего низвержения Иблис стал сбивать верующих с истинного пути, стал их врагом. Другое его имя — Шайтан по-арабски означает «дьявол». Эти ассоциации послужили поводом для необоснованного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве.

 

С Малак-Тавусом связано множество различных дошедших до нас в устной форме преданий. Одно из них гласит, что Малак-Тавус отказался поклониться и подчинится человеку, ибо был всецело предан Богу как своему Создателю. Он может поклониться только Творцу и не готов поклониться другому его созданию — Адаму. За это Бог наказал непокорного ангела, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Малак-Тавус томился долгих 7 тысяч лет. Видя страдания грешников, он все это время плакал и затопил ад своими слезами. За это Бог простил его и возвысил на небо, сделав главным из ангелов. Ад же перестал существовать. Как мы видим, Малак-Тавус был прощен своим Создателем.

Почему Малак-Тавус изображается в виде павлина? Это можно объяснить тем, что, по представлениям мусульман, павлин был райской птицей, воплощением достоинства и гордыни. Согласно распространенному на севере Ирака преданию, павлин раньше был любимой птицей бога и жил в раю, но был изгнан оттуда за свое высокомерие и гордыню.

Изображая кавказские типы дореволюционный русский художник И.Микешин обозначает езидов как "курдов-езидов, чертопоклонников". Почитание священного Павлина было непонятно ипугало, как не имеющее осмысленных аналогов.

Изображая кавказские типы дореволюционный русский художник И.Микешин обозначает езидов как "курдов-езидов, чертопоклонников". Почитание священного Павлина было непонятно ипугало, как не имеющее осмысленных аналогов.

 

Александр Пушкин впервые в русской литературе приводит сведения о езидизме в своих путевых заметках «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». В третьей главе он описывает свою встречу с вождем местного езидского народа. Пушкина очень интересовало их вероисповедание, поэтому он не преминул поинтересоваться об этом. Приведем отрывок, описывающий эту встречу.

«Лагерная жизнь очень мне нравилась. Пушка подымала нас на заре. Сон в палатке удивительно здоров. За обедом запивали мы азиатский шашлык английским пивом и шампанским, застывшим в снегах таврийских. Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее».

Вот так выглядели курдянки во времена пушкинскогопутешествия

Вот так выглядели курдянки во времена пушкинскогопутешествия

Религия езидов в основном опирается на устную традицию. Помимо этого, имеются также две священные книги с изложением догм, канонов и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Черная книга», «черный свиток»).

Как и у всех других представителей религий и конфессий, у езидов есть своя святыня, почитаемая ими. Это Лалеш, храм в Ираке поблизости от города Мосул. В Лалеше есть два священных источника. Один из них связан с Малак-Тавусом. Согласно езидской космогонии, мир был сплошным океаном. Ангелы во главе с Малак-Тавусом спустились на то место, где сейчас находится этот родник. Они опустили в воду закваску и создали твердь. В знак этого там появился источник, который является святым.

 

Лалеш с недавних пор уже не единственный езидский храм. В 2012 году в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат».

 

Источники:

1. Хлюстова Я. От павлина до Сатаны. Древняя религия езидов снова стала причиной гонений на ее приверженцев. lenta.ru/articles/2014/09/03/yazidi/

2. www.abp.am/armenia/population/peoples

3. ezidam.narod.ru/Stat_4.html

Кто такие езиды: этнос и религия