«Сасна цуры» художника Мгера Абегяна
Продолжая начатый разговор о Мгере Абегяне, хочется рассказать об очень интересной странице его творчества, которая, к сожалению, не всегда упоминается. Всплывает в памяти из далекого детства большая книга в тяжелом, тисненом переплете, без фотографии автора, но с очень красивыми картинками. Они наклеены на толстый картон, покрыты тонкой, папиросной бумагой. На титульном листе напечатано: «Сасна црер». Дальше выведено - под редакцией Мгера Абегяна.
Чуть ниже - иллюстрации. Таким мне запомнился полный сводный текст нашего эпоса, изданный 1939 году. История сыграла с отцом и сыном Абегян довольно непривычную шутку. Обычно в тени остаются ученые, а имена артистов и художников быстро создают известность своим хозяевам. Здесь все произошло наоборот: имя ученого Абегяна в Армении узнают с первых лет школьной жизни, а вот о его сыне, выдающемся художнике Мгере Абегяне знают, к сожалению, только знатоки и ценители изобразительного искусства.
Мгер Абегян родился в 1909 году в Валаршапате (Эчмиадзин) в семье известного лингвиста, историка, филолога Манука Абегяна. Он не случайно получил свое имя- имя наших эпических героев. Манук Абегян был одним из увлеченных исследователей нашего эпоса, он в 1886 году записал второй, «мокский» вариант сказа (первый, «мушский», записал Гарегин Срвандзтрян в 1873 году).
В конце XIX, начале XX века изучение армянского фольклора переживало лучшие свои времена. Исследованием народного творчества занимались как профессиональные этнографы - Ерванд Лалаян, Степан Лисицян, так и наши поэты и писатели - Ованнес Туманян, Аветик Исаакян. К началу XX века приходится и деятельность нашего великого Комитаса. Революция не прервала работу ученых, наоборот, позволило более широко заняться поисками материала. В середине 30-х годов было собрано около 45 вариантов эпоса, была проведена кропотливая историческая работа.
Молодой Мгер рос в научной среде. Но с самых малых лет проявленное дарование направило его по другому пути творчества. В юности он учился у известных художников Степана Агаджаняна и Седрака Аракеляна- большими знатоками и любителями национального народного быта и творчества. Дальше продолжил учебу в Москве и Ленинграде. На его творчество сильно повлияло творчество Сарьяна, может даже затмило его имя.
В 1939 году было решено отметить 1000-летие армянского эпоса. К этой высочайшей дате было приурочено юбилейное издание полного сводного текста сказа. Иллюстрировать книгу взялся Мгер Абегян, как бы подчеркивая свою причастность к работе отца, как верный продолжатель дела старших.
Это удивительные по своей красоте и композиции иллюстрации, выполненные в лучших традициях книжного иллюстрирования. Они одновременно напоминают наши средневековые миниатюры и арабские красочные рисунки. С первого взгляда кажется, что рисовано для детей, и лишь опытный глаз сразу отметит безупречную чистоту линий, выражения лиц героев, многоплановость изображения.
И удивительно красивые лица, лица сасунских цуров, безумцев, которые не ищут выхода из положения, а просто выходят. Не думают, как построить город для людей, а просто строят.
Говорят, истинная красота должна быть внутри, только тогда человек может считаться красивым. Если это правда, то все люди с чистой душой должны внешне быть похожими друг на друга. Может это и так, может поэтому Санасар Абегяна и Давид Ерванда Кочара так похожи на Давида Микеланджело.
Это был царский подарок отцу за его труд, и подарок всему народу. К сожалению, книга не стала, да и не могла стать настольной для широкой публики. И дело не только в ограниченном тираже и дороговизне. Сводный текст остался собственностью научных кругов, широкие слои населения зачитывались «эпосами» в обработке Туманяна и Исаакяна. Скорее всего, это было констатация факта завершения огромного, исполинского труда, достойного сасунских «цуров». Может быть ограниченный тираж юбилейного издания ограничила и распространение абегяновских иллюстраций?
Конечно, были и другие иллюстрации. Сегодня более известны работы Акопа Коджояна ко второму, более популярному изданию эпоса. Конечно же, самое известное творенеи- это статуя Давида Сасунского и еще очень интересные иллюстрации Кочара, о которых говорилось в наших публикациях.
Жизнь эпоса продолжается. Известны работы Саркиса Алексаняна, Седрака Рашмачяна. Но на всех последующих картинах очень четко прослеживается влияние великих предшественников. Может, оно и хорошо.
Мгер Абегян оставил великое художественное наследство. В 1990 году в родном городе художника Эчмиадзине открылась галерея его работ. Художник Мгер Абегян скончался 1994 году. Год был холодный, голодный, и кто знает, сколько еще было таких тихих, незаметных уходов старых, беспомощных, великих и заслуженных людей?
Нуне Мхитарян