Давид Анахт — основоположник логической науки средневековой Армении
Дaвид Анахт (Давид Непобедимый) — философ-неоплатоник VI века. Он основоположник светского направления древнеармянской философии. Давид Анахт получил свое прозвище «непобедимый» за его исключительные ораторские и аргументационные способности изначально как богослов, а позже — философ. Произведения Давида Анахта сохранились в средневековом армянском переводе.
Из-за путаницы с другими деятелями культуры и науки с именем Давид отсутствуют достоверные сведения о биографии Давида Анахта. Некоторые источники представляют его как уроженца Западной Армении (Тарон). Учился Давид Анахт в Александрии (Византийский Египет) в философской школе Олимпиодора Младшего. Там же он преподавал философию, был известен как знаток физики Аристотеля. Давид Непобедимый часто выступал в философских спорах в Афинах и Константинополе, стяжав славу Трижды Великого и Непобедимого философа. Вернувшись в Армению, он продолжал активную научно-педагогическую деятельность, но его преследовала церковь и в конечном итоге Давид Анахт умер в изгнании в Ахпате.
Ряд произведений, приписываемых ему, — псевдоэпиграфические. Работы, которые могут быть приписаны ему с уверенностью, — не научные трактаты, а пропедевтические (вводные) справочники для использования в обучении начинающих. Давиду Анахту достоверно принадлежат 4 сочинения: «Определения философии», «Анализ «Введения» Порфирия», «Толкование «Аналитики» Аристотеля», «Толкование «Категорий» Аристотеля».
Они были написаны на греческом, но сохранились только в армянском переводе. С филологической точки зрения эти переводы являются важными образцами наличия эллинистических элементов и традиций в армянской литературе с VI по VIII века.
Творчество Давида Анахта значительно повлияло на формирование армянской философской науки. Он внес в нее античное начало и стремился обогатить христианскую литературу языческой ученостью, способствуя деятельности эллинофильской школы в Армении, в рамках которой переводились сочинения Платона, Аристотеля, Порфирия, Филона Александрийского и других древнегреческих философов.
Давид Непобедимый также систематизировал все отрасли знания своего времени, и в течение тысячелетия его произведения входили в программу обучения в университетах средневековой Армении. Они стали предметом многочисленных интерпретаций и оказали колоссальное влияние на мыслителей XIII–XVII вв., таких как Ваграм Рабуни, Ованнес Воротнеци, Григор Татеваци, Аракел Сюнеци, Симеон Джугаеци и других. Некоторые воззрения Давида Анахта были восприняты и византийскими мыслителями — Иоанном Дамаскином, Никифором Влеммидом и другими.
Предание приписывает Давиду Анахту также сочинение большого количества духовных и светских песнопений.
Лусине Мелконян